Начало 1970-х. Битлы без Битлз

Oct 19, 2018 11:25

Если уж речь зашла о распаде Битлз, то он выглядел так, как будто члены самой крутой рок-группы вдруг вознамерились стать певцами своих собственных песен. Каждый член квартета покидал группу с намерением самоутвердиться, объяснить широкой публике, что Битлз воплотили именно ЕГО духовный опыт, а затем развить те идеи и музыкальные стили, которые не могли найти достойное развитие в творчестве ГРУППЫ. Джон Леннон начал 1970-й год с того, что за один день (26 января) полностью завершил работу над своей песней Instant Carma. Он вспоминал: "Я сочинил ее за завтраком, записывал ее перед ланчем, а выпустили мы ее за ужином". 10 апреля того же года Маккартни выпустил свой первый сольник, который так и назывался "Маккартни", и являлся подборкой записанных в домашних условиях мелодичных и причудливых поп-песен.

13 мая 1970 года вышел на экраны сейчас уже воспринимаемый с иронией скучновато-документальный фильм "Let it be". 11 декабря был выпущен альбом John Lennon/Plastic Ono Band, являвшийся художественным плодом 4-х месячного лечения Леннона и Йоко Оно у психотерапевта Артура Янова. Один год в жизни (в этой фразе обыгрывается название битловской песни из альбома "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" - "A day in the life" - прим. переводчика).

Карьеры всех четырех участников группы в эпоху после распада коллектива были полны моментами упадка и воскресения, злобы и примирений, гнева и отрешенности от реальности. Но в то время, когда Леннон и Маккартни своим творчеством лишь поставили под сомнение музыку прежней группы, Джордж Харрисон и Ринго Старр сделали гораздо более неожиданные и даже противоречивые карьеры.

Для Харрисона 70-е годы начались с шумихи, которая возникла, когда вышел его диск All must pass (1970 г.), рок-альбом, чьи тексты отличались экстатической духовностью, позднее занявшей большое место в творчестве и душе Джорджа, а вся музыка альбома буквально светила поп-симфоническим стилем продюссера Фила Спектора. (В 1976 году самая лучшая песня из этого альбома "My Sweet Lord" стала объектом судебного разбирательства о плагиате, возбужденного авторами песни 1960-х годов группы Chifftons "He`s So Fine", и в результате суд вынес решение, что Харрисон "совершил подсознательный плагиат мелодии". Но в начале 1970-х Харрисон с помощью этой песни продвинулся весьма далеко...)

В 1971 году Джордж организовал и провел два концерта в ньюйоркском зале Мэдисон Сквеар Гарден, чтобы помоь голодавшим жителям Бангладеш. Среди исполнителей, выступивших там, были Ринго, Боб Дилан и Эрик Клэптон, а набор из трех пластинок, появившийся в результате этих шоу, не только стал бестселлером, но и получил престижную премию "Гремми". Вообще этот проект Харрисона можно рассматривать как первого провозвестника крупных событий рок-милосердия, которые стали появляться в начале 1980-х годов. То есть Харрисон посвятил себя задаче, к которой чувствовал себя неравнодушным, и появившаяся в результате музыка увлекла за собой миллионы людей, но, тем не менее, сборы от концертов стали объектом изрядной полемики. Ведь во время ревизии основанной Битлз компании Эппл Рекордз, которая продолжалась 9 лет, сборы от концертов для Бангладеш были заморожены; только 2 миллиона долларов (или 1/5 часть всех доходов от концертов) были переправлены в Африку через Международный чрезвычайный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Остальным деньгам пришлось ждать аж до 1981 года, когда ЮНИСЕФ наконец-то получил от Харрисона и его коллег чек на 8,8 миллиона долларов. Какими бы хорошими не были намерения Харрисона, стало ясно, что движение рока в сторону милосердия нуждается в более искусных деловых качествах, чем могли предоставить Харрисон и его соратники.

В течение 1970-х и Харрисон, и Ринго Старр все больше исчезали из истории рока. В 1974 году Джордж основал свою собственную звукофирму Dark Horse Records, но за исключением лишь одного раза в 1981 году он так и не достиг заметного коммерческого успеха после 1974 года. Джордж вел настолько затворническую жизнь, что в 1985 году ветеран рок-н-ролла Карл Перкинс, рассказывая в интервью об одной из телепрограмм, где они появились вместе с Харрисоном, заметил: "Перед тем как мы вышли на сцену, Джордж был очень нервозен и я чувствовал внутренний холод, исходящий от него. Но затем я сыграл ему гитарный проигрыш, которого он явно не ожидал. Страхи начали отступать от него. Его жена Оливия была так счастлива: после записи она сказала мне: "Карл, я даже не знаю, как тебя поблагодарить, ведь я видела моего старину Джорджа таким счастливым сегодня...Я увидела в его выражении лица что-то такое, чего не видела уже в течение долгого времени".

Ринго Старр, напротив, в 1970-е и 1980-е годы все больше тянулся к появлению на людях и к общественной жизни вообще. Вместе со своей женой, актрисой Барбарой Бах он довольно успешно снялся в ряде телевизионных фильмов и развлекательных шоу. Карьера Ринго в сфере звукозаписи началась вполне многообещающе в начале 1970-х годов с выпуска двух альбомов Sentimental Journey и Beaucops of Blues (оба - 1970 г.) и ряда хитовых синглов. Но в некотором смысле послебитловская жизнь Ринго Старра была даже более печальной и бессмысленной, чем у Харрисона - - всегда обладавший весьма ограниченными вокальными данными, но будучи привлекательной личностью, Старр вылезал именно на волне своей битловской славы.

Ну а "жизнь после Битлз" Джона Леннона была наиболее запутанной и сложной, на своем самом глубинном уровне она так и осталась непознанной. Пластинка John Lennon/Plastic Ono Band явилась воплощением его вопля свободы от группы, которую он стал почти что ненавидеть, а также демонстрацией мощи его нового сотрудничества с Йоко Оно. После выпуска этого альбома Леннон был вынужден провести 1970-е годы в самых разнообразных занятиях, от выпуска политических рок-песен до роли домохозяина и заботливого воспитателя маленького сынишки.

В 1971 году Леннон заканчивает и выпускает альбом Imagine, составленный из превосходно исполненного материала, который доказал, что Джон вполне может переплюнуть Пола в качестве поп-мелодиста. К концу декабря 1971 года эта пластинка достигла первого места в США. Названия песен пластинки указывали на область художественных интересов Джона - "Ревнивый парень", "Скажите мне правду", "О, Йоко", "Я не хочу быть солдатом", "Это так тяжело" и т.д. К счастью, исповедальный дух всего диска поддерживался экстраординарным вокалом и прекрасными, совершенно не ироническими поп- и рок-мелодиями. Вообще же именно в это самое время Леннон и Йоко Оно начали активно тусоваться с левыми радикалами, как Эбби Хофман и Джерри Рубин, что впоследствии вылилось в сотворение Ленноном политической рок-музыки, типа сингла "Power to the People" (1971 г.) и альбома "Some time in New York City" (1972 г.), записанного чуть позднее вместе с нью-йоркской группой "Elephant`s Memory".

Ну а Пол Маккартни, самый обаятельный участник Битлз, а также человек, послуживший для Леннона поводом к написанию песни "Как вам спится", в этот период тоже пытался создать что-нибудь злободневно-политическое, а потому написал песню "Верните Ирландию ирландцам", в общем-то довольно безобидную штучку, которой Би-Би-Си невольно создала сильную рекламу, запретив ее проигрывание на своих каналах и волнах.

В целом из всех участников группы именно жизнь Пола Маккартни наиболее легка для понимания: все инстинкты Пола были направлены на то, чтобы стать бизнесменом и примерным семьянином; он знал, что хотел, и добился этого. Свою музыкальную карьеру Маккартни построил более полно, чем любой другой битл - он добился со своей группой Вингс наибольшего коммерческого успеха и оставался в памяти людской тем, что именно он написал нежные поп-песни из репертуара Битлз типа "Мишель" и "The long and winding Road".

Автор: Кен Такер, журналист, музыкальный критик, рецензент книг (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)

рок-культура, 1970-е годы, the beatles, персоналии, Великобритания

Previous post Next post
Up