Историко-этнографические регионы Украины. Часть 13

Sep 30, 2018 03:41

Лемковщина

Лемковщина - наиболее выдвинутый на запад исторический край украинской земли. Занимает западную часть Карпат по обеим склонам так называемых Низких Бескидов. Карпатский водораздельный хребет делит Лемковщину на южную (закарпатскую) и северную (прикарпатскую). Восточной границей южной части считается река Уж. Иногда эту границу переносят дальше на восток до реки Боржавы - на том основании, что население этой территории называют лемаками или лемками. Западной границей южной части является река Попрад. Северная часть простирается от Сяна на востоке до Попрада с Дунайцем на западе. Из всей этой территории лишь часть северо-восточной этнографической Лемковщины принадлежит теперь Украине (часть Великоберезнянского и Перечинского районов Закарпатской области), основная же часть - вся северная Лемковщина - входит в состав Польши, а юго-восточная - Пряшовщина - в состав Словакии.

Название лемки встречается в источниках с XVI века. Как полагает часть исследователей, оно дано соседями лемков от распространенной в народной речи последних диалектной частицы лем (в значении лишь, только). Давними предками лемков, как и бойков, считается славянское племя белых хорватов, которое проживало в Карпатах и Прикарпатьи. В княжеские времена Лемковщина принадлежала Киевской Руси, Галицкому и Галицко-Волынскому княжествам (северная часть). Затем эти земли захватывали и делили между собой различные иноземные угнетатели. Но самое трагичное случилось уже почти в наше время, когда после Второй мировой войны в результате сговора между правительствами Польши и Советского Союза коренное население Северной Лем ковщины было вырвано с земли предков и насильно депортировано в северо-западные воеводства Польши и в Советскую Украину.

Однако при всей сложности исторической судьбы, многовековых ассимиляционных стараниях соседей, которые, кстати, продолжаются и до сих пор, лемки стойко защищали и защищают свою самобытность и наряду с этнографическим самоназванием неизменно используют этноним русины, а в новейшее время еще и украинцы, которым указывают на историческую принадлежность и органическое этнокультурное единство с украинским народом. Основными опорами в сохранении себя как этнографической группы украинского народа были народная речь лемков - - один из диалектных компонентов украинского языка, традиционная бытовая культура и религия.

Территория расселения лемков - Низкие Бескиды - более благоприятна, чем земли их соседей, бойков, для хлеборобства. Земледелие было основным занятием на Лемковщине и по характеру, структуре, ассортименту культур, традиционной агротехнике и орудиям труда имело много общего, однотипного с бойковскими способами обработки земли. В скотоводстве также преобладал крупный рогатый скот, но лемки в большей степени, нежели бойки, занимались выпасом овец. Были распространены различные домашние промыслы: обработка дерева, камня, шерсти, ткачество, гончарство, изготовление деревянной посуды и т.д. Малоземелье в прошлом становилось причиной отъезда в другие регионы на заработки и многочисленной эмиграции лемков за океан.

Для поселений лемков характерны расположение в долинах рек и речек, а также в основном одноуличная застройка. Традиционный крестьянский двор складывался из длинной хаты, которая под одной крышей объединяла все основные жилые и хозяйственные помещения: хата, сени, кладовая, конюшня, овин и т.д. Реже встречался крестьянский двор из нескольких строений. До середины ХХ века в архитектуре и интерьере жилья лемков сохранялись архаичные элементы: срубное строительство, замазывание щелей между венцами сруба и забеливание их, большая курная печь, гряды (балки-полки под потолком) в хате, глинобитый пол, четырехскатная крыша, покрытая житными снопами (жупками).

Народная одежда отличалась простотой, но в то же время местными особенностями в различных частях и местностях Лемковщины. Общим было то, что она изготовлялась в основном из материалов домашнего изготовления. Характерные компоненты традиционного костюма лемков: короткая безрукавная женская сорочка ("чахлик"), мужская с разрезом на плечах ("оплича"), юбки ("фартухи") - для девушек из цветной ткани, для старших женщин из черной, узкие мужские штаны, синяя жилетка ("катанка"), сердаки из белой шерсти ("гуня"), коричневая сукняная куртка - "гунька", длинная прямоспинная чуга ("чуганя") - плащ из коричневого домотканого шерстяного сукна с фальшивыми рукавами, которые сшивались снизу и служили просторными карманами, с очень длинным воротником, свисающим за плечи до уровня пояса. Обувью служили кожаные постолы ("кербцы") или сапоги-чоботы.

Своеобразные черты присущи традициям семейного и общественного быта лемков, их обычаям, обрядам, поверьям, богатому и мелодичному музыкальному фольклору, легендам, сказкам, домашнему декоративному искусству и т.д.

В немалой степени эти специфические и локальные культурно-бытовые черты порождены влиянием очень разных по происхождению и национальному характеру культур соседей лемков - поляков, словаков, венгров, чехов. Многовековое общение с ними оставило заметный след в традиционной духовной и материальной культуре лемков.

Все эти, а также некоторые другие моменты определяют своеобразную этнографическую ментальность самой западной ветви украинского народа.

Источник: Етнографia України: Навч. посибн./За ред. проф. С.А. Макарчука. - Вид. 2-ге, перероб. і доп. - Львів: Світ, 2004. -- 520 с.

Перевод с украинского - наш собственный. :)

Этнография, украинцы, лемки

Previous post Next post
Up