Католическая Церковь в Хорватии после Второй мировой войны

May 15, 2018 19:09

Католическая Церковь приветствовала хорватскую независимость в 1941 году. Однако после победы партизан для Церкви начался трудный период, так как она ассоциировалась с профашистским усташеским режимом. Ее архиепископ Алоизие Степинац был отдан под суд осенью 1946 года. Он публично объявлял, что хорваты имеют право на национальное государство, и явно рассматривался как символ хорватского национализма. Конечно в тех условиях Церковь была едва ли не основной институцией, которая собирала под своим крылом антикоммунистические силы и старалась распространять идеологию и практику сопротивления. В 1952 году Ватикан направил югославским коммунистам жесткую ноту протеста и дипломатические отношения были прерваны. Продвижение Степинаца в архиепископы и главы Католической Церкви в Хорватии могло быть истолковано как прямое объявление войны новому режиму.

1960-е годы стали периодом урегулирования и относительно стабильных отношений. В июне 1966 года произошло подписание соглашения между Ватиканом и Белградом, которое стало символом новой эпохи. Это соглашение закрепило новую модель приспособления Ватикана к изменившимся политическим и идеологическим реалиям. Хотя Церковь и была заинтересованным участником, все же ее роль во время так называемой Хорватской Весны не была особенно впечатляющей. Фактически стремление сохранить хорошие отношения с властями удержало Церковь от откровенного вмешательства в события. Вдобавок свое влияние оказал деполитизирующий эфект приоритета эсхатологической сферы. Разумеется, в дальнейшем Церковь приветствовала конец коммунизма и переход к политическому плюрализму. Ватикан всегда лоббировал в этом смысле и даже признал независимость Хорватии раньше большинства европейских стран. Загребский архиепископ Франьо Кухарич (1970-1997 гг.) поддеррживал тесные отношения с режимом Франьо Туджмана. Была проведена полная реабилитация Степинаца и затем Ватикан объвил его блаженным. В 1992 году газета "Слободна Далмация" опубликовала серию статей, прославлявших архиепископа Степинаца и развеивавших коммунистические обвинения против него в прошлые десятилетия. Затем отношения между Католической Церковью и властями Хорватии стали более натянутыми. Осенью 2001 года загребский архиепископ Йосип Бозанич (род. в 1949 г., стал архиепископом в 1997 г.) от имени всех хорватских епископов подверг критике социальную политику нового правительства страны. После первой бурной реакции правительства, выраженной Гораном Граничем, вице-премьером, ответственным за религиозные дела, и президент Месич, и премьер-министр Рачан сочли необходимым спустить инцидент на тормозах. Фактически этот случай в большей степени расколол правящую коалицию, чем повлиял на позицию духовенства. Более консервативное духовество городов Далмации особенно проявило себя во время мощной поддержки современных оппозиционных партий, в частности, HDZ и "Демократического центра". В декабре 2001 года была проведена встреча по примирению, в рамках которой обе стороны - премьер-министр Рачан и наиболее здравомыслящие министры его кабинета с одной стороны, а с другой - архиепископ Бозанич и большинство епископов - согласились интенсифицировать контакты и улучшить коммуникацию. Рачан обещал строго следовать положениям соглашения с Ватиканом и помимо других вещей осудил распротранявшиеся ранее слухи о ликвидации уроков религии в младших классах государственных школ.

Источник: Stallaerts Robert Historical dictionary of Republic of Croatia. Second edition. Historical Dictionaries of Europe. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Maryland, and Oxford, 2003. 385 pp.

Перевод с английского - наш собственный.

религия, Балканы, Хорватия, католичество, общественнные настроения

Previous post Next post
Up