Разгром анархистского движения в советской Украине (1927-1929 гг.). Часть 2

Apr 18, 2018 11:53

В селе Гупаловцы (близ Днепропетровска) чекисты зафиксировали анархистский кружок из студентов институтов, в Камянце - группу А. Поплавского. В августе 1927 года в железнодорожных мастерских Днепропетровска были найдены издания парижской группы П. Аршинова и Н. Махно. Под подозрением оказались железнодорожник Ф. Демидов (в 1906-1918 годах жил заграницей, откуда вернулся анархистом) и его гипотетическая "группа". Рабочий-анархист Г. Марченко организовал в Днепропетровске Союз независимо ороганизованных пролетариев, агитируя на бирже труда и в общежитии для безработных. Он пытался организовать общее собрание безработных и направитьт делегатов от них в горсовет. Вскоре Марченко арестовали. После арестов анархистских активистов на примете у ГПУ остались 24 человека, из них 6 "молодых" во главе со смертельно больным Б. Холиным.

В Киеве чекисты зафиксировали существование групп Ж. Кологрива и А. Линчевского. Анархистское подполье рассматривало этот город как "региональный центр", здесь часто бывала с целью организации в СССР нелегальной сети авторитетная анархистка Ольга Таратута. Киевские активисты поддерживали связь с московским, харьковским, одесским подпольем, пытались организовать съезд анархистов, провести демонстрацию безработных. Чекисты сообщали:"В Киеве сформировалась небольшая группа анархистов, которая проводит нелегальные собрания", в Киевской губернии "отмечено стремление анархистов организовать типографию совместно с эсерами".

В Харькове после январских арестов 1927 года группа "старых" анархистов во главе с П. Захаровым, которая осталась на свободе, объединилась с несколькими бывшими максималистами и левыми эсерами. Они создали сельскохозяйственную артель-коммуну, собирали деньги для покрытия долгов за переданную анархистскую литературу издательства "Голос труда", на Черный крест, пытались создавать кружки в главных электротехнических мастерских, в кредитном товариществе, вели пропаганду среди рабочих-кирпичников, железнодорожников, поддерживали связи с единомышленниками в Брянске, Таганроге, Ростове, населенных пунктах Донбасса.

В феврале-марте 1927 года на заводах Харькова были разбросаны листовки с призывами бросать работу, а также происходили забастовки против сокращения рабочих мест. Группа анархистской молодежи создала студенческий кружок в Харьковском сельхозинституте, подпольные анархистские "пятерки" были созданы на фабрике "Красная нитка". Также в это время чекисты выявили несколько "диких" анархистских групп.

Существование подпольных кружков было зафиксировано на Одесском судоремонтном заводе им. Марти, среди портовых грузчиков, безработных водников, в институтах народного хозяйства и народного образования.
Неподалеку от физического института было разбросано 12 обращенных к студенчеству анархистских листовок, а
в общежитии института народного образования их было найдено 5. В Одессе также были найдены листовки от имени ЦК партии "Свободы и воли" с призывами к борьбе против "советской бюрократии", "бумажных коммунистов". В начале 1927 года происходили волнения на одесских предприятиях, среди портовых грузчиков. Во "Дворце моряков" и "Клубе советских служащих" на собраниях безработных звучали призывы "строить баррикады под черным знаменем", "гнать коммунистов прочь", в городе появились листовки "Товарищи безработные!" с призывами к протестам. Эти проявления "стихийного анархизма" чекисты связывали с группой моряков во главе с Г. Савицким. Моряки готовили альтернативную октябрьскую демонстрацию 1927 года "под черным флагом". В 1927 году, во время выборов в Одесский горсовет, делегатом от безработных выдвигался "бывший анархист".

Чекисты также сообщали, что анархисты в Одессе "актизировались" в связи с приездом О. Таратуты. По данным секретных информаторов, в начале 1927 года на встрече семерых "старых" одесских анархистов группа попыталась сформулировать позицию анархистов в случае возможной войны между СССР и странами Антанты. Мнения разделились, хотя большинство все-таки высказалось за "защиту отечества". В феврале 1927 года Ольга Таратута выступила на церемонии торжественного перезахоронении праха Л. Тарла, казеннного в 1906 году. Присутствие на кладбище 20 анархистов ГПУ посчитало "политической сходкой".

В апреле 1927 года в Одессе арестовали нескольких анархистов. Причем С. Доманивский (заподозренный в участии в экспроприациях) вступил в перестрелку с чекистами и был ранен. В мае того же года в железнодорожных мастерских Одессы распространялось открытое письмо группы анархистов-коммунистов-железнодорожников с ультимативным требованием к администрации - снять установленные в начале 1927 года ограничения работникам на приработок. В письме содержались угрозы совершения терактов против руководства железной дороги. Утверждалось, что если в течение девяти дней ограничения не будут отменены, то руководителей железной дороги "исключат из числа живых".

В июле 1927 года в различных городах СССР распространялись листовки по поводу нашумевшего процесса по делу Н. Сакко и Б. Ванцетти, происходившего в США. Это дело сравнивалось с десятками незаконных арестов анархистов в СССР, высказывались протесты против использования большевистской властью имен американских анархистов, тогда как в самом СССР тысячи мучеников-анархистов были брошены в тюрьмы. В УССР распространялись тысячи листовок, как напечатанных в СССР, так и нелегально завезенных изданий парижской группы "Дело труда" с протестом против репрессий. О подпольном издании листовки с критикой ВКП (б) и о создании анархистами в Москве Бюро в защиту Сакко и Ванцетти писала зарубежная анархистская пресса.

В августе 1927 года в Одессу из Москвы прибыл авторитетный анархист Н. Варшавский, который встретился с Ольгой Таратутой. Чекисты представили это как шаг к созданию в городе нелегальной группы "поддержки Сакко и Ванцетти". Соответствующие листовки были найдены при обыске квартиры О. Таратуты и при аресте Н. Варшавского. Кидать за решетку О. Таратуту ГПУ сочло нецелесообразным (возможно потому, что слежка за "координатором анархистов" открывала новые оперативные возможности). В октябре 1927 года в Одессе чекисты выявили листовку "Долой государство!", авторы которой призывали трудящихся требовать освобождения анархистов из советских тюрем, подлинной свободы слова и печати. Листовки с призывами, "сходными с тем, что выдвигают анархисты", распространялись и в Запорожье.

Сводная таблица показателей работы Одесского окружного ГПУ за 1928 г. показывала, что среди "политически неблагонадежного" элемента насчитывалось 62 анархиста, из них: "актив" - 20, "пассив" - 13, "легалисты" - 10, "в розыске" - 13. ГПУ также обозначило в качестве "неблагонадежного элемента", близкого к анархистскому подполью, бывших коммунистов, изгнанных из ВКП (б) во время "чисток".

(Продолжение следует.)

Автор - Савченко Виталий Анатольевич (г. Одесса).
Источник: Украiньский iсторичний журнал, № 1, 2017 г.
Перевод с украинского - наш собственный.

СССР, Украина, анархо-коммунизм, анархизм, репрессии и гонения, 1920-е гг.

Previous post Next post
Up