Без срока давности. Часть 2

Mar 18, 2018 01:22

До войны Федор Мотач из деревни Тетеровец на Гродненщине занимался сельским хозяйством. Массовую коллективизацию большевики в Западной Беларуси провести не успели, и потому достаточно крупное хозяйство, принадлежавшее этому человеку, не успело пострадать от нововведений Советов.

С началом немецкой оккупации Мотач записался добровольцем в немецкую полицию и уже через год ему было присвоено звание вице-капрала. Кроме того, бывшего крестьянина назначили командиром группы районной полиции в Новой Мыши. В том же 1942 году полицейский участвует в ликвидации евреев в деревне Полонка, Барановичского района. При этом, жертвами стали и многочисленные белорусы, пытавшиеся прятать своих соседей еврейской национальности.

В 1944 году Федор Мотач "драпанул" на запад. Вот как это бегство описывал один из коллег бывшего командира полиции: "В конце июня 1944 года наш полицейский участок эвакуировался на запад, и нас с семьями они (немцы) взяли с собой. Мы ехали на телегах. В районе Остроленка (территория Польши) мне с женой и двумя другими семьями удалось бежать. Мы переоделись в гражданскую одежду и выбросили оружие. В районе Теханува мы остановились и устроились работать в одном имении".

Но Мотач, оказавшись на территории Польши, решил пойти на риск, и записался в ряды наступавшей Советской армии. Правда, повоевать под красным знаменем ему не удалось. Вскоре бывший полицейский дезертирует и возвращается в освобожденную от немецких оккупантов Беларусь. Незадолго до этого экс-полицаю удалось купить документы на имя Франца Орловского. Забрав жену и ребенка из родных мест, он переезжает в Эстонию, а оттуда - в Краснодар. Однако это не спасло бывшего полицейского и вскоре он оказывается в руках органов госбезопасности. За злодеяния, содеянные во время нацистской оккупации на территории Беларуси, Федора Мотача приговорили к расстрелу.

Во время Второй Мировой войны на Туровщине особой жестокостью отметился украинец Константин Маркевич. До войны он не раз оказывался в советской тюрьме за криминальные преступления, поэтому оснований для любви к большевистской власти у него не было. После прихода немцев в 1941 году этот человек тоже записался в полицию. Зимой 1942 года он арестовал семью Баланчуков и после пыток зверски убил. На совести полицая также жизни двух девушек, которых он лично которых он расстрелял возле одной из деревень.

Однажды Маркевичу и его людям приказали конвоировать двух евреек с четырьмя детьми из Турова в Житковичи, однако по дороге полицейские расстреляли жертв, сообщив немцам, что пленники, якобы, пытались бежать. В январе 1943 года в деревне Тонеж отряд полицейских под командованием Маркевича согнал 259 жителей деревни в церковь и всех их расстрелял.

Летом того же года в деревне Букча полицейский и его люди убили трех советских военнопленных, прятавшихся в деревне, а затем уничтожили попавшего к ним в плен партизана и местную жительницу.

Затем Маркевич «эвакуировался» в Германию, а позднее в Чехословакию. В 1946 году бывший полицейский тайно возвращается на родину и перевоплощается в "лесного брата", "партизаня" на Пинщине и Ровенщине. Вскоре он попадает в руки МГБ и, назвавшись Николаем Ивановым, признается, что во время войны...служил рядовым в РОА. Трибунал приговорил этого человека к 10 годам лишения свободы. В 1956 году Маркевич-Иванов выходит на свободу, но вскоре вновь оказывается в поле зрения советских спецорганов. В 1957 году суд приговорил украинца к расстрелу.

Аркадий Гапонов родился в деревне Воробьевка на Гомельщине в зажиточной, работящей крестьянской семье.
Родителей Аркадия репрессировали, а самого парня заставили работать на лесозаготовках. После нападения Германии на СССР он сумел избежать мобилизации в Красную Армию, а через год, весной 1942 года, поступил на службу в охранную полицию. Очень скоро Гапонов получил назначение командиром отделения разведки в отряде жандармерии.

Главной задачей подразделения Гапонова была борьба с советскими партизанами. В достижении своей цели, полицейские не останавливались ни перед чем и часто убивали обычных мирных жителей. В январе 1943 года люди Гапонова расстреляли двух жителей деревни Выдрица. Чуть позднее были убиты 7 жителей деревни Каменка и две семьи партизан из деревни Фундаменка. Полицаи не пожалели даже детей.

Через некоторое время Гапонов попал в засаду и был тяжело ранен. После лечения в немецких военных госпиталях в Гомеле, Вильнюсе и Варшаве бывший крестьянин, а теперь специалист-охотник на партизан выехал на Запад и оказался в немецких частях, воевавших в Италии. До поры до времени судьба была благосклонна к этому человеку. В июне 1945 года Гапонов прошел спецпроверку и был призван в советскую армию. После службы бывший полицейский уехал в Башкирию и работал на разных предприятиях. Однако ближе к концу 1950-х годов органы безопасности вышли на след бывшего полицейского. В 1957 году Аркадия Гапонова судили и расстреляли.

Вторая Мировая война искорежила судьбы миллионов людей. Белорусы - один из тех европейских народов, которые наиболее сильно пострадаил в ходе этого самого страшного в истории человечества военного конфликта. Сегодня, изучая события прошлого, нужно каждый исторический сюжет рассматривать с многоплановой перспективы. Архивные документы и воспоминания очевидцев доказывают, что в 1941-1944 гг. на территории Беларуси происходила, по сути, гражданская война всех против всех и жертвами этого противостояния становились обычные мирные жители. Местная белорусская полиция своей жестокостью порой удивляла даже самих немцев.

Отдельно стоит упомянуть участие местных полицаев в уничтожении еврейского и польского населения Беларуси. Одно дело сражаться с врагом на фронте и совершенно другое устраивать "зачистки" мирного населения. Вышеприведенные истории сотрудников белорусской полиции в очередной раз доказывают, что преступления этих людей неоспоримы и приговор, вынесенный им объективен. Оправдание их действий "борьбой с большевизмом" не корректно и не выдерживает критики.

Автор - Игорь Мельников, историк, писатель и журналист.
Источник: Мельнікаў I. Мяжа ля Заслаўя 1921-1941 гг. - Мiнск: Галiяфы, 2015. - 328 с.
Перевод с беларусского.

Беларусь, 1940-е годы, Вторая Мировая война, коллаборционизм

Previous post Next post
Up