Feb 04, 2018 13:40
В 1830-х годах народности бакололо и амандебеле вторглись на территории, на которых проживали племена из народности батсвана. В результате вторжения некоторые общины были полностью уничтожены, в то время как другие ослабли и были рассеяны, а третьи оказались перед угрозой голодной смерти.
Амандебеле также терроризировали батсвана после того, как те были вынуждены отступить на запад и на север после прохождения по их территориям так называемого "Великого трека" буров. Лмдер амандебеле Мзиликази не только захватил батсвана и включил их в свон племя, но также вынудил их платить дань зерном и скотом. Многие из кланов батсвана были полностью уничтожены.
На некоторое время мир и процветание вновь вернулись на территории народности батсвана. Но этот мирный период оказался коротким, так как батсвана столкнулись с еще одной чужеземной угрозой - бурами. Материальное преуспеяние еще продолжалось благодаря торговле между батсвана и европейскими торговцами с побережья. В большинстве случаев батсвана выменивали ходовые товары, такие как слоновая кость, на ружья. Оружие требовалось батсвана для защиты от буров, амандебеле и бакололо. Христианские миссионеры, из которых самым известным был знаменитый путешественник Девид Ливингстон, всячески склоняли батсвана к тому, чтобы они приобретали не только ружья, но и другие европейские товары, более мирные, например, одежду и плуги.
Батсвана использовали ружья, полученные от европейцев, в ходе битвы с бурами при Димаве в 1852 году.
Буры стремились расширить свои земельные владения, захватив территории батсвана, использовать местных жителей в качестве бесплатной рабочей силы на своих фермах, а также отобрать ружья и патроны батсвана. Сечеле из племени баквена стал героем народа батсвана, так как он не только смог противостоять натиску буров, но и отразил их атаки в битве при Димаве. Кстати, миссионер Ливингстон был обвинен бурами в том, что он помогал вооружаться Сечеле и всему племени баквена; обвинение это, судя по всему, не подтвердилось.
После того как бурская угроза стихла, племена баквена и бангвакетсе еще больше окрепли и даже создали мощные королевства, поскольку они контролировали практически весь локальный товарообмен. Они также принимали на своих территориях беженцев, ускользнувших от господства буров. Среди этих беглецов были члены кланов бакгатла-ба-га-кфагела, батлоква и балете, хотя в дальнейшем все три племени сумели отстоять свою независимость. Хотя время от времени случались межплеменные конфликты и даже войны, все же к 1880-м годам местные племена сумели установить крепкие партнерские отношения перед лицом европейской угрозы региону.
На северо-западе батсвана создали мощное королевство, во главе которого стояли такие лидеры, как Могалакве, Летшоласебе и Мореми II. Затем воины батсвана расширили его территорию, завоевав другие народности региона, включая вайейи, хабукушу, хое, бакгалагади, овагереро и басубиа (бекухане). Подобно своим южным собратья, они контролировали торговлю слоновой костью, в обмен на которую стремились получить ружья, чтобы стать более могущественными. Батсвана также установили систему кгамело, которая была основана на передаче стад скота местным старостам и вождям, которые в обмен на это становились верными слугами верховного владыки. Также была установлена система болата (сервитуда), в рамках которой завоеванные племена и кланы должны были бесплатно работать на батсвана.
Между 1840 и 1885 годами обрело мощь и влияние племя бангвато. Бангвато установили господство над другими народностями региона, включая бакаланга, батсвапонг, бабирва, бакаа, бакхурутсе, бакгалагади и басарва. Бангвато также использовали систему кгамело и завоевали такие племена, как басарва, которых обратили в рабство по системе болато (закабаление).
Бангвато, пережившие атаки бакололо и амандебеле, к 1840-м годам оказались вовлечены в торговлю слоновой костью с купцами с побережья. Их столица, Шошонг, стала важным коммерческим центром, связывавшим север и юг. Секгома I, ставший верховным властителем бангвато, не только контролировал соседние племена, но и полностью властвовал над торговыми путями. В 1870-х годах его сын Хама III был крещен европейскими миссионерами; затем он ввел христианские идеалы среди своего народа еще до того, как стал верховным правителем в 1875 году.
Автор - П. Т. Мгадла.
Источник: Encyclopedia of African history. - Fitzroy Dearborn Taylor & Francis Group New York, NY, 2005, 1864pp.
Перевод с английского - наш собственный. :)
ХIХ век,
межнациональные отношения,
Ботсвана,
Южная Африка