Турция в XIX - ХХ веках. Часть 55

Jan 13, 2018 01:12

Дело Павлова и Корнилова

В начале 1942 г. в Анкаре произошло неудавшееся покушение на посла Германии фон Папена. 24 февраля от взрыва свертка в руках погиб шедший по бульвару Ататюрка в сторону района Чанкая мужчина, было ранено несколько прохожих. Позже было установлено, что погибшим был переселенец из Югославии, студент Стамбульского университета Омер Токат. Вскоре были задержаны два его товарища, Абдуррахман и Сулейман. Арестованные заявили, что покушение было якобы организовано находившимися в Турции советскими дипломатами с целью убийства фон Папена. Он действительно прогуливался недалеко как раз в момент взрыва, целью заговора было втянуть Турцию в войну на стороне СССР.

После этого турецкие спецслужбы немедленно организовали охоту на двух советских граждан - сотрудника советского генерального консульства Георгия Павлова и эксперта по транспортным операциям торгпредства Леонида Корнилова. Драматические события этого громкого дела детально описаны в книге Ю. Батурина "Досье разведчика". Сразу следует сказать, что даже хорошо ознакомившись с архивом своего отца Батурина М.М. (1904- 1978 гг.), советского разведчика, в разных рангах работавшего в Турции в 1941-1947 гг. под именем М.М. Бакланова, Ю.М. Батурин не утверждает, что покушение было организовано советской разведкой. Как он пишет, официальная позиция Службы внешней разведки РФ следующая: "В архиве СВР России документов, свидетельствующих в пользу этой версии, нет". Однако из книги П.А. Судоплатова ему известно о том, что "Сталин приказал ликвидировать фон Папена" и что "попытка покушения оказалась неудачной", но он приводит в своей книге и другие версии, например, утверждение одного из сотрудников немецкой разведки В. Хёттля, постоянно следившего за фон Папеном по приказу руководителя спецслужб Германии Р. Гейдриха: "Предположение, что попытка покушения на его жизнь в Анкаре, которую приписывают русским, была в действительности делом Гейдриха". В конце концов, если не в ликвидации, то, по крайней мере, нейтрализации Папена, удалении его из Турции не меньше советских властей были заинтересованы англичане и те близкие к Инёню турки, которые любой ценой готовы были сохранить нейтралитет страны, тем более что они и сами опасались в одинаковой мере и тех, и других. Ведь Папен стал послом в Турции отнюдь не по инициативе последней, скорее наоборот. Организовать такой заговор и затем изобразить дело как столкновение двух противников на арене тайной войны турецким спецслужбам ничего не стоило.

Турция предъявила советскому посольству ультиматум о выдаче Павлова и Корнилова. О том, что они являлись сотрудниками советских спецслужб, власти Турции, без всякого сомнения, догадывались и теперь были намерены доказать, что именно Павлов и Корнилов организовали покушение на Папена. Турецкий ультиматум Генконсульству СССР был отклонён, после чего это обладающее правом экстерриториальности советское учреждение в Стамбуле, где находился Павлов, было подвергнуто блокаде.

В тот же день, 5 марта 1942 г., в три часа пополудни от перрона столичного вокзала отошел поезд Анкара-Эрзерум. В одном из купе вагона первого класса расположились второй секретарь посольства СССР в Турции Михаил Кузнецов и сотрудник торгпредства Леонид Корнилов. В последнюю минуту в купе появился еще один пассажир-турок, в котором они без труда распознали полицейского агента. В соседнем вагоне отдельное четырехместное купе заняли дипкурьеры НКИД Никитин и Хохлов, сопровождавшие дипломатическую почту в Советский Союз. Когда поезд остановился на станции Кайсери, в купе дипкурьеров вломилась группа полицейских и людей в штатском.

Другая группа полицейских ворвалась в купе Кузнецова и Корнилова, им вывернули руки и, нанося удары, потащили в тот же полицейский участок. Корнилов успел заметить, что поезд был оцеплен солдатами, державшими винтовки наизготовку. Чувствовалось, что операцию подготовили основательно. Правда, было непонятно, при чём здесь, в любом случае, дипкурьеры.

Осуществив в Кайсери в результате грубой силовой акции захват Корнилова, невзирая на протесты советской стороны, полиция стала готовиться к штурму территории советского Генерального консульства и его помещений. Стало очевидно, что штурм неизбежен. Кроме того, из-за глухой осады в консульстве кончились продукты. Мордвинов (он же Павлов), чтобы сохранить ценнейшую секретную документацию, принял решение выйти добровольно.

1 апреля 1942 г. начался суд. Георгий Павлов и Леонид Корнилов категорически отрицали свою вину, в то время как Абдуррахман Сайман и Сулейман Сагол ее признавали. Они утверждали, что покушение совершено по заданию советского правительства, чтобы подорвать хорошие отношения между Турцией и Германией и вовлечь Турцию в войну на стороне СССР. В этом случае русские могли бы использовать территорию Турции для защиты своих южных флангов.

В целом процесс сложился не в пользу подсудимых. Журналист Эмин Каракуш следил за процессом, за его нарушениями. Он писал потом в своих воспоминаниях: "Суд решил, что подсудимым адвокат не нужен, это решение бросилось в глаза". Суд отверг просьбу прибывшего из России юриста оказать правовое содействие подсудимым. Автор отмечал также, что некоторые странности так и остались без ответа, высказывались сомнения в определении личности убитого. Судьи торопились вынести приговор, что и произошло 17 апреля 1942 г. Корнилов и Павлов были приговорены каждый к 20 годам тюрьмы, Абдуррахман и Сулейман - к десяти каждый. Прокурор опротестовал приговор и расследование было продолжено в декабре, при этом Сулейман отказался от прежних показаний против обвиняемых русских. На этот раз приговор был смягчен с 20 до 16 лет.

Через два года, когда военное положение Германии на фронтах сильно ухудшилось, Корнилов и Павлов были переданы Советскому Союзу. Вызволением арестованных занимались непосредственно первый заместитель министра иностранных дел Вышинский, заместитель министра иностранных дел Деканозов, а также известный в то время юрист Лев Шейнин.

В дальнейшем Георгий Павлов (настоящая фамилия Мордвинов)был направлен для участия в операции "Березино". Затем был переброшен в немецкий тыл, откуда возвратился в мае 1945 года. После этого Георгий Иванович был переведён на Дальний Восток, где занимался организацией разведывательной работы в Маньчжурии. В дальнейшем был назначен резидентом советской разведки в Маньчжурии, работал под прикрытием заместителя управляющего Китайско-Чаньчуньской железной дороги.

Ушел в отставку в 1949 году по причине плохого здоровья. После отставки работал в Институте востоковедения. Умер в Москве 7 апреля 1966 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источники: Киреев Н. Г. - История Турции. XX век - М.: Крафт, ИВ РАН, 2007.
Материалы Википедии.

Турция, международные отношения, разведка и спецслужбы, дипломатия, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up