Одной из наиболее заметных представительниц первой волны исполнителей собственных песен была Йони Митчелл, писавшая крепкие искренние и исповедальные песни о самой себе, своих друзьях и любовниках (и иногда, ну естественно, о смысле жизни) и исполнявшая их таким голосом, который звучал, как если бы она проглотила мышь.
Вначале это не было выигрышной комбинацией. Ее дебютный альбом 1967 года вообще не попал в чартс, а альбом 1968 года замер в чартс на № 189... Подобно Ренди Ньюмену, Йони Митчелл все-таки начала пользоваться успехом, благодаря исполнению ее песен другими: Джуди Коллинз исполнила две ее песни "Михаил с гор" и "Обе стороны сейчас" (№ 8 в США в 1968 году),а запись песни "Circle Game" в исполнении Тома Раша на некоторое время стала самой популярной композицией на радио в Бостоне. Но в отличие от Ньюмена Митчелл была музыкантом-самоучкой и двигалась в исполнительстве от простого к сложному благодаря вниканию в записи Пита Сигера, с которыми она познакомилась еще в студенческие годы.
Но как рассказывала она в интервью журналу "Роллинг Стоунз": "У меня не было никакого желания копировать то, что уже всем известно" и после того как она оставила художественный институт, то отправилась в Торонто, где и начала выступать с собственной программой. Затем, в 1966 году, она и ее тогдашний муж отправились в Детройт, где Митчелл стала довольно квалифицированной исполнительницей и практически сразу же завоевала репутацию звезды местного масштаба.
Ее пение вскоре привело к паре выступлений в Нью-Йорке и, в конечном результате, к контракту с фирмой "Уорнер бразерс". Но до того, как Митчелл записала свой первый альбом, используя свое хрупкое сопрано (да даже и некоторое время после этого), в ее карьере не происходило никаких изменений, способных открыть ей путь к чему-то большему, чем просто амплуа автора чужих хитов.
Но вдруг... "Я пела легким сопрано, но однажды я поняла, что могу петь ниже. Вначале я даже испугалась, что могу вообще навсегда потерять свой голос... Тогда я могла петь и легким высоким голосом или низким дребезжащим голосом почти одновременно. Но затем эти два диапазона слились в один голос и в течение некоторого времени это было довольно неудобно, но я работала над этим, и в конце концов получила тот самый голос, что у меня сейчас".
С этого момента у Йони Митчелл установился более низкий регистр, и она устремилась использовать все его преимущества, начав проявлять свой созревший стиль на пластинке 1970 года "Ladies of the Canyon" (№ 27 в чартс США), альбоме, который также показал ее отход от поэтики самопознания. Когда же она все-таки обращалась к самой себе, как в ряде песен следующего года, то ее софистическое самонеодобрение уводило ее далеко от казалось бы близких по стилю исполнительниц типа Лауры Ниро и Мелани...
Однако более заметным, чем различия между ними, был тот факт, что появление этих вызывающих шумиху женщин - исполнительниц собственных песен на передовом фронте поп-сцены ускорил закат и упадок женских групп. Лаура Ниро отошла от своего разгрома в Монтерее и проложила свой путь через неожиданные ритмы и соулообразную фразировку к достижению крепкой популярности и роста числа последовательниц; Джуди Коллинз ушла от песен протеста и арт-песен к автобиографическим воспоминаниям;Дори Превин безжалостно (за исключением небольшой доли жалости к себе самой) анализировала своего бывшего мужа и свои взаимоотношения с ним; ну а старая фолкница Джоан Баэз выступила в качестве удивительно эффективного мемуариста...
Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)
https://www.youtube.com/watch?v=bDaknZlZwc0 https://www.youtube.com/watch?v=GFB-d-8_bvY