Нежеланная республика. Часть 3 "б"

Oct 28, 2017 03:10

Великое Княжество Литовское по-советски (окончание)

Что же повлияло на столь внезапное и радикальное изменение политической позиции по отношению к вопросу беларуской государственности? Ведь после отступления немцев в Минске осталась левая часть Рады БНР и ее правительства, которая все еще надеялась на возможность создания коалиционного правительства советской Беларуси. Однако эти ожидания БНРовских политиков закончились их арестом. Таким образом, советские власти отклонили последнюю попытку сотрудничества между социал-демократами и коммунистами. В результате, вскоре после эавкуации в Гродно правительство БНР развернуло дипломатическую кампанию, протестуя против большевистской оккупации Беларуси, а поскольку в тот момент еще не существовали ни БССР, ни ее правительство, то эти протесты были вполне обоснованы согласно критериям международного права.

Такой ситуации Ленин не хотел и, вероятно, даже не предвидел. Пришлось исправлять ошибку, что и выполнил Сталин привычными ему методами. В течение буквально нескольких дней было сделано всё необходимое: организована воля народа, проведена работа по убеждению руководителей Западной области, разработан проект манифеста и определен личный состав правительства во главе с Жилуновичем. Все церемониальные действия прошли в Смоленске, и 1 января 1919 года был обнародован манифест, который объявлял о создании независимой Беларусской Советской Республики. Было принято и постановление о ее территории, которая охватывала Минскую, Гродненскую, Могилевскую, Витебскую и Смоленскую губернии. Теперь протесты БНР были уже неуместными - мир мог убедиться, что оккупация Беларуси московскими большевиками - это "злобная выдумка националистической контрреволюции".

Однако как только Жилунович со своим правительством приехал в Минск, то выяснилось, что от этой независимой державы осталось только одно красивое название. 16 января 1919 года ЦК РКП (б) с участием Ленина принял решение об отделении от БССР Витебской, Могилевской и Смоленской губерний и об их присоединении к РСФСР. Оставшиеся две губернии - Минская и Гродненская должны были объединиться с Литвой и создать новое административное формирование - Литовско-беларускую республику (Литбел). Это решение означало фактическую ликвидацию БССР.

Возникает вопрос: зачем руководителям советской России понадобилось создавать БССР, которая была ликвидирована вскоре после своего возникновения? Ведь кроме упомянутых внешнеполитических преимуществ, создание, а точнее, провозглашение этой независимой республики дало им и другие выгоды. Теперь, когда уже "существовала" БССР, ленинский план ее ликвидации мог быть проведен руками "суверенных" органов республики от имени вольного беларусского народа. Именем этого народа прикрывались также разгром завоеваний БНР в области национального просвещения, ликвидация всех беларусскоязычных газет и журналов, изгнание беларусского языка из государственного обихода, словом, тех "национал-шовинистических стремлений", о которых постоянно твердили представители "твердокаменного крыла" большевиков.

Решение ЦК РКП (б) от 16 января 1919 года о ликвидации только что провозглашенной БССР по сути не потребовало никаких практических действий. Опубликованный 1 января 1919 года "манифест" Жилуновича оказался бумажной декларацией, а не отправной точкой реального строительства беларусской советской государственности. Нужна юыла только формальная процедура, которая бы именем беларусского народа одобрила решение ЦК о судьбе беларусской государственности. С этой целью был организован так называемый Первый всебеларусский съезд советов, который состоялся 2-3 февраля 1919 в Минске.

Съезд, как "верховная власть суверенной державы", принял конституцию БССР, которая законодательно закрепила возникновение беларусской советской государственности, и одновременно признал необходимой ликвидацию этой самой государственности. В частности, съезд высказался за передачу России Витебской, Могилевской и Смоленской губерний, то есть большей части территории республики, а остальную часть оставил за Литвой. Фактически этой остальной частью была лишь Минщина, поскольку на Гродненщине еще были немцы, а вся Виленщина еще раньше стала территорией Литвы. Решению съезда предшествовало жестокое подавление оппозиции беларусских коммунистов, после чего Александр Мясников и подобные ему псевдопредставители беларусского народа могли удовлетворить все надежды Ленина.

Провозглашенное 28 февраля 1919 года новое административное образование - Литовско-беларусская советская республика (Литбел) - ни в чем не напоминала беларусскую державу. В ее руководящие органы - Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров - вошли русские, еврейские, польские и немного литовских коммунистов, но беларусов среди них практически не было. Несмотря на то, что в Литбел входила только небольшая часть беларусских территорий, в дальнейшем планировалась и их передача советской России. Как пишут некоторые историки, в марте 1919 года власти Литбел передали два уезда, ранее входивших в Минскую губернию.

Как вспоминал современник А. Григорьев, в этой самой Литовско-беларусской республике "началось преследование всего беларусского. Беларусское национальное движение было объявлено "буржуазным предрассудком", в беларусских школах был введен русский язык, все беларусское - книгоиздательство, курсы, театр, хор были национализированы и очень скоро сведены на нет" (газета Варшавское слово, 2 мая 1920 года).

Но такое положение дел продолжалось недолго.

Весной 1919 года началось наступление польских войск, которые 21 апреля захватили столицу Литбел - Вильно. Тогда же было провозглашено обращение Юзефа Пилсудского, в котором подчеркивалось, что польские войска -де не оккупанты, а освободители и гаранты свободного решения населения Литвы и Беларуси о своей судьбе. (Насколько эти слова соответствовали дальнейшим делам, пусть разбираются историки. )

Автор: Юрий Туронок, историк, деятель белорусского меньшинства в Польше.

Источник: Туронак Юры. Мадэрная гісторыя Беларусі. - Вільня: Інстытут беларусістыкі, 2008. - 882 с.

Перевод с беларусского - наш собственный. :-)

международные отношения, Беларусь, Литва, 1919 г.

Previous post Next post
Up