Oct 08, 2017 14:20
Великое Княжество Литовское по-советски
В то время, когда на оккупированной немцами части Беларуси развивалось государственное строительство, советские власти не проявляли никакого интереса к созданию беларусской советской державы как противовеса БНР. И этой оценки не меняет деятельность созданного в начале 1918 года при петроградском народном комиссариате его отдела - Комиссариата по делам беларусов, то есть Белнацкома, который должен был стать главным органом для ведения политической агитации среди населения заднепровских территорий Беларуси и беларусов-беженцев в советской России.
Одним из наиболее важных направлений агитационной деятельности Белнацкома стали попытки дискредитации молодого беларусского государства, которое постепенно крепло на территориях, неподвластных властям РСФСР. В этой деятельности был особенно заметен Д. Жилунович, который всячески старался шельмовать БНР и убедить беженцев, что "спасение Беларуси - в единстве с русским народом", однако при этом не мог ничего толком сказать о том, как советские власти собираются решать вопрос беларусской государственности.
А этот вопрос по-прежнему игнорировался на всех уровнях советской власти. Осенью 1918 года, когда Куршман с симпатией высказывался в берлинском журнале о национальном и государственном возрождении Беларуси, секретарь Северо-западного областного комитета РКП (б) В. Кнорин заявил: "Мы считаем, что белорусы не являются нацией, и что те этнографические особенности, которые отделяют их от остальных русских, должны быть изжиты". (Звезда, 1918 г., 6 октября). Исходя из этой позиции эвакуированные в феврале в Смоленск руководители Западной области вели борьбу с Белнацкомом, между прочим, ликвидировав его отделения в Смоленске и Витебске. Не лучше было и в столицах - Петрограде и Москве, где вопрос о создании БССР не рассматривался центральными партийными и государственными органами почти до конца 1918 года. Факт, что в это время Беларусь находилась под немецкой оккупацией, не объясняет ситуацию до конца, так как эта оккупация считалась временной.
Положение Жилуновича было неустойчивым. Ни его ссылки на декларацию Ленина, ни верная служба советской власти, включая оплевывание БНР, так и не смогли преодолеть очень подозрительное отношение верховных органов РСФСР к вопросу беларусской советской государственности. После V Всероссийского съезда советов (июль 1918 года)и принятия конституции РСФСР Белнацком выступил с довольно неожиданным проектом: если уж невозможно добиться признания БССР, то может быть можно создать "интернациональную" территориальную единицу путем переименования Западной области в Беларуско-литовскую, то есть в нечто вроде советского Великого Княжества Литовского? Характерной была и аргументация Белнацкома, которая исходила не из жизненных интересов беларусского народа, а из того, что таким образом будет легче парализовать деятельность приспешников независимости, когда Красная Армия начнет возвращаться в Беларусь. Однако в сентябре проект Белнацкома был отклонен III съездом советов Западной области, после чего в октябре это его решение было утверждено центральными властями РСФСР. Беларусская, или даже беларусско-литовская, советская республика все еще была нежелательной.
Вопрос о создании БССР неожиданно ожил под конец декабря 1918 года, а предшествовало этому событие, о точном значении которого можно догадываться лишь приблизительно. В середине октября, когда был закончен первый этап эвакуации немецких войск из Беларуси, в Минске был созван новый Совет министров БНР, с социал-демократом Антоном Луцкевичем в качестве премьера. Поскольку имелись сведения о готовящемся очередном этапе отступления немцев, члены нового кабинета не могли не опасаться, что дни Беларусской Народной Республики уже сочтены, а ее альтернативой может стать Беларусская советская республика. Поэтому Рада БНР и ее кабинет сделали ставку на возможность переговоров с правительством РСФСР, которое тогда еще не было связано обязательствами по признанию альтернативной (советской) беларусской государственности.
По словам Вацлава Ивановского - тогдашнего министра просвещения БНР, - в ноябре 1918 года Луцкевич выехал в Москву с целью предложить В. Ленину концепцию создания коалиционного правительства советской Беларуси, в которое вошли бы коммунисты (группа Жилуновича) и социал-демократы - представители Рады БНР. Можно не сомневаться, что авторы проекта, расчитывая на его одобрение, надеялись в скором времени провозгласить беларусскую государственность и ускорить признание руководителями РСФСР Беларусской советской республики и ее правительства как легитимного преемника БНР.
Эта, казалось бы, неправдоподобная миссия Луцкевича в Москву пока что подтверждается лишь его интервью, опубликованном в петроградском "Красном пути" (1918 г., 30 ноября), в котором, однако, не упоминается про переговоры с властями РСФСР. Нам не известно, какими были их результаты. Однако отрицательная оценка Луцкевича в "Красном пути" и дальнейший ход событий убеждают, что отношение властей РСФСР к концепции правительства БНР не было каким-то иным, чем к предложению Белнацкома. Об этом, помимо прочего, свидетельствует телеграмма Ленина, высланная в конце ноября в адрес главнокомандующего И. И. Вацетиса:
"С продвижением наших войск на запад и на Украину создаются областные временные Советские правительства, призванные укрепить Советы на местах. Это обстоятельство имеет и ту хорошую сторону, что отнимает возможность у шовинистов Украины, Литвы, Латвии и Эстляндии рассматривать продвижение наших частей как оккупацию и создает благоприятную атмосферу для дальнейшего продвижения наших частей".
На отрицательное отношение руководителей РСФСР к вопросу создания Беларусской ССР указывает еще и осуществление процитированного ленинского указания. 10 декабря немцы передали Минск советским властям, одако ни тогда, ни в последующие дни не были созданы БССР и ее правительство. Зато правительство советской Литвы было создано 8 декабря в Вильно, когда Красная Армия была еще далеко от литовской столицы. Одновременно с этим, начиная с 12 декабря, советские органы в Минске организовали ряд резолюций, обращений и требований об объединении Беларуси и Литвы. Вся эта акция была инспирирована сверху, что дает основания предполагать, что для властей РСФСР более притягательной была идея советской Литвы, в состав которой вошла бы обширная часть Беларуси. В таком "интернациональном котле" беларусский национальный вопрос не стал бы нежелательной проблемой. Кроме того, восточные территории Беларуси могли бы остаться в пределах советской России.
В таких условиях принятое в конце декабря решение ЦК РКП (б) о создании БССР было не просто неожиданным, но практически сенсационным.
(Окончание следует.)
Автор: Юрий Туронок, историк, деятель белорусского меньшинства в Польше.
Источник: Туронак Юры. Мадэрная гісторыя Беларусі. - Вільня: Інстытут беларусістыкі, 2008. - 882 с.
Перевод с беларусского - наш собственный. :-)
международные отношения,
1918 г.,
Беларусь,
революция в России