Apr 18, 2017 11:36
Обмен продукцией между скотоводами-кочевниками и земледельцами рано или поздно стал недостаточным.
Более тесные связи скотоводческого и земледельческого населения складывались по-разному. С одной стороны, возникали общества симбиозные, внутри которых связи между скотоводами и земледельцами тесно переплетались, как у хуту и тутси в Руанде или иру и хима в Нколе. С другой - сами скотоводческие народы стали сочтетать скотоводство и земледелие. Например, чисто скотоводческое хозяйство готтентотов или баккара; хозяйство большей части туарегов, не занимавшихся земледелием, но селивших на своих землях зависимых "харатинов" или симбиоз тутси-хуту; ведение земледельческого комплекса женщинами при сохранении мужчинами скотоводческого комплекса как у многих зулусских племен; отгонное скотоводство фульбе-земледельцев Западной Африки; сохранение скотоводства как дополнительной подсобной отрасли у земледельцев, например, в Эфиопии - вот последовательные ступени связи двух типов хозяйства.
Туареги, владевшие как стадами, так и землями (и пастбищами, и оазисами), вступали в сделки с жителями оазисов - харатинами, в результате которых харатины фактически становились наемными крестьянами. Такие сделки совершались и совершаются в формах "хаммесат" и "ариль". При "хаммесате" туареги сдавали в обработку свою землю, давали необходимые для посева семена, обеспечивали земледельцев необходимыми орудиями труда, заботились о нормальном функционировании ирригационной системы, при надобности снабжали харатинов продовольствием. В уплату за эти услуги крестьяне должны были выполнить весь цикл полевых работ, от сева до обмолота. В качестве компенсации они получали, согласно договору, лишь 1/5 часть урожая. При котракте "ариль" урожай делился на две части. Туарег предоставлял харатину землю, орудия труда и одалживал для посева зерно, которое ему возвращали из будущего урожая.
Вахехе и вагого (Танзания) и многие зулусские племена Юга Африки занимались и земледелием, и скотоводством, но у них сохранялось четкое половое разделение труда. Скотоводство, как и охота, оставалось строго мужским занятием. Женщины же занимались мотыжным земледелием и ведением домашнего хозяйства.
Наиболее типичным способом ведения отгонного скотоводства является хозяйство фульбе, особенно в горных областях Фута-Торо и Фута-Джаллона. Наряду с зебу фульбе разводят и маленьких безгорбых быков породы ндами. После окончания сезона дождей и уборки урожая (кукурузы и проса) фульбе уводят свои стада к югу и проводят там все сухое время года. На этот период строятся легкие временные жилища,а в основных поселениях остаются старики и дети. С началом дождей скотоводы возвращаются на север, чтобы к началу полевых работ оказаться на месте. Мужчины в это время оставляют скот на попечение юношей и заниммаются обработкой полей. Юноши ведут пастьбу стад, угоняя скот по утрам и возвращаясь с ним к вечеру. С окончанием сезона дождей, примерно в ноябре, взрослые мужчины фульбе возвращаются к пастушеским обязанностям и вновь уходят на юг.
Подобное хозяйство ведут и галла (арусси) в Эфиопии. Они остаются на плоскогорье только в сухое время года, а с наступлением весенних дождей спускаются вниз. Пути перекочевок столь традиционны и постоянны, что галла и на зимних, и на летних пастбищах имеют свои постоянные хижины и загоны для скота.
(Продолжение следует.)
Источник: Львова Э.С. Этнография Африки: учебное пособие. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1984, 248 с.
народы мира,
этнография,
Африка,
скотоводство