Mar 19, 2017 15:02
Реклама со страниц газет и журналов, с плакатов и витрин призывала граждан покупать в магазине, находящемся в доме 3 по Кузнецкому Мосту, мужскую обувь Зеленкина с клеймом на подошве. Представляете: не с дырой, а с клеймом! Это казалось верхом шика. В Верхних торговых рядах, то есть в ГУМе, можно было днем и ночью взять напрокат "роскошный" автомобиль. Парикмахерская "Базиль" в доме 6 по Кузнецкому Мосту предлагала мужчинам покрасить волосы, а женщинам - уход за красотой лица и маникюр, а также художественное исполнение постижа, то есть парика.
Галантерейный магазин предлагал дамам депилакторий для удаления волос, а также бандажи, корсеты и прочие предметы ухода за собой.
В московских магазинах действительно появились шикарные вещи. Улицей, на которой продажа этих вещей шла особенно бойко, была Петровка. Ее называли "котиковой" улицей, по которой, как писал один журналист, ходят "шиншилловые мадонны с отсутствующими взорами и радиостанциями на голове вместо шляп»" На Петровке можно было купить все: и шнурки для корсета, и шелковые чулки, и мраморный умывальник, и ночную вазу.
"Вечерняя Москва" в 1926 году звала своих читателей на Петровку. "...Пройдем вдоль стен, застланных зеркальными витринами... - писала она. - Флотилии узконосых лаковых штиблет, груды снежного паутинного белья, какие-то особенные, из шелковой пряжи кофты цвета яичного желтка и раздавленной клюквы. Изумительные, обшитые розами, подвязки... медовые табаки, брильянтовые скорпионы, шоколадные тыквы и аппараты для радикального разглаживания морщин". В статье говорится и об особой публике, гулявшей вдоль модной улицы: "... Кинематографические джентльмены в широких пальто и канареечных ботинках. Их спутницы в манто с модно подчеркнутыми торсами, прижимающие к груди огромные лакированные сумки... этот "членский билет" петровских дам".
Отметим, что некоторые из этих дам служили "живой моделью" в модных магазинах. "Живая модель" не наше изобретение. Подобные "модные дамы", задолго до наших, прогуливались по Булонскому лесу Парижа, его ипподрому и просто приемным модных магазинов. У нас же они гуляли по Петровке и сверкали в окне "Москвошвея" (окно находилось в доме 12 по Петровке). Тогда, в начале двадцатых, перед его огромной витриной устраивалась демонстрация мод, сопровождаемая звуками струнного оркестра. Остроту и оригинальность в это яркое и красивое действо вносил ведущий - Григорий Маркович Ярон, будущая знаменитость советской оперетты.
Манекенщицы демонстрировали последний cri (крик, писк) моды Парижа. Перед витриной собиралась толпа. Особенный интерес к демонстрации мод проявляли мужчины. Нередко они отпускали пошлые замечания по поводу манекенщиц, подогревая тем самым свое и без того воспаленное воображение. Их можно было простить за это, ведь они давно не видели женщину во всем ее умопомрачительном блеске. А торгующие папиросами мальчишки, комментируя происходящее за окном, декольте называли "дикотой".
Властям все эти демонстрации не нравились, и они, в конце концов, приказали их "как вид рекламы, неприемлемый при коммунистическом строе", прекратить. После этого хитроумный руководитель "Москвошвея" устроил демонстрацию мод в виде карнавала. По Тверской двигались открытые кареты, запряженные шестерками лошадей, управляемые кучерами, в которых сидели одетые по последней моде артисты. Карнавал этот тоже вызвал бурю возмущения в руководстве города и у общественности.
Источник: Г. В. Андреевский Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-30 годы. М.: "Молодая гвардия", 2008 г.
СССР,
1920-30 гг.,
Жизнь и быт,
магазины и рынки