Feb 16, 2017 22:55
Довольно интересно обстояло дело с именами и фамилиями у очень малочисленной народности крымчаков - крымских евреев. Теперь, впрочем, после немецкой оккупации Крыма - почти исчезнувшей. Кое-где их еще можно встретить в Крыму, Москве, Петербурге, но все, что составляло своеобразие их, похоже, исчезло навсегда.
В отличие от караимов они никогда не доказывали, что их крымско-татарский язык - это что-то особое. И поскольку уровень образования среди крымчаков был весьма невысок, то и имена у них оставались те же, что были и всегда: слегка переиначенные еврейские и частью - тюркские.
Зато пестрота фамилий могла бы привести в замешательство любого, кто сталкивался с нею впервые. Колпакчи (шапочник), Куркчи (кожевник), Бахчиванджи (садовник) - полный тюркский Восток. И тут же Ломброзо, Манто - это выходцы из Италии или генуэзских колоний в Крыму. Гурджи, т. е. грузин - потомок выходцев из Грузии. И вдруг тут же Вайншток и Гольдман, предки которых попали в Крым, то ли спасаясь от Хмельницкого, то ли угнанные с прочим населением Украины степняками, но при первой же возможности выкупленные еврейской общиной и осевшие в Крыму...
Но по именам все одинаковы. Представляете себе: Ибрагим Сагак-оглы Вайншток! Русские и вообще европейские имена в их среде корни пустить не успели. Однако был очень достойный и образованный крымчак по фамилии Кая ("скала" по крымско-татарски), родители которого назвали его в честь Льва Толстого Арсланом. "Арслан" - по-тюркски "лев". А отца его звали Сагак-Юда.
То есть его полное имя звучало Арслан Сагак-Юда-оглы Кая. Но он его перевел, и в 80-е годы прошлого века, он себя называл Львом Исааковичем, подчеркивая свое еврейство на ашкеназский лад.
Автор - этнограф и писатель Л. М. Минц.
Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 272 с. - (История. География. Этнография.)
Крым,
имена и фамилии,
этнография,
евреи