Турция в XIX - ХХ веках. Часть 32

Dec 17, 2016 15:06

МИССИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Не ослабло внимание турок и к Северному Кавказу. Об этом свидетельствовало намерение некоторых иттихадистских военных, задействованных в кавказских делах ещё в 1918 г., вновь, уже в 1920 г., когда действовало анкарское правительство, отправиться на Кавказ, в Дагестан и Чечню. Речь идет об экспедиции Исмаила Хаккы Беркока. Под его началом в Стамбуле в начале 1920 г. упомянутое ранее Общество Северного Кавказа, действовавшее под разными названиями со времен правления иттихадистов и активно ими поддерживаемое, организовало с февраля по август 1920 г. военную экспедицию (под видом этнографической) в Дагестан и Чечню. В ее составе были недавние султанские офицеры кавказского происхождения. Как считалось, они должны были помочь своим соплеменникам на Северном Кавказе создать под руководством обосновавшегося в Тифлисе правительства Северного Кавказа независимую республику - ту, которая была провозглашена в Стамбуле в 1918 г. в обращении к султану.

Теперь же, как пишет об этом автор дневников, отправка миссии была одобрена также и Мустафой Кемалем. Эта "этнографическая" миссия отправилась 2 февраля 1920 г. из Стамбула на пароходе и ночью тайно высадилась под носом у англичан в Батуме, откуда она добралась до Тифлиса, где находилось временное правительство Северного Кавказа. Далее, получив у этого "правительства" азербайджанские паспорта, она "следовала его директивам" - выехала поездом в Баку, где провела несколько дней, оттуда направилась к дагестанской границе и, перейдя ее, отправилась где верхом, а где и пешком в многомесячное путешествие по селам и городам Дагестана и Чечни.

Автор пишет, что в ходе поездки постепенно "выяснялась правда - уверения прибывающих в Стамбул посланцев в том, что Уже почти создана власть независимого Северного Кавказа, не соответствуют действительности".

Главной задачей миссии стала организация "народного собрания", поскольку попытки способствовать созданию местной власти самими жителями успеха не имели. Самой активной фигурой миссии предстает в публикации полковник генштаба Исмаил Беркок - он давно "прославился среди горцев и известен повсюду", он советует местным жителям и их вождям, как вести себя с большевиками, как организовать митинги в защиту независимости Северного Кавказа. Он и его спутники - активные участники подготовки выборов в организуемый ими национальный меджлис.

С ходу был подготовлен и черновик клятвы для членов национального курултая, его перевел на чеченский язык переводчик Исмаила-паши, сами члены миссии говорили по-турецки.

К концу мая экспедиция решила возвращаться в Грузию, пришлось для этого пройти по горным тропам через перевалы. Вдоль р. Аргун они вышли к Итум Кале, затем прошли к "горным чеченцам" и вернулись в Грузию. В Тифлисе они узнали, что Азербайджан захвачен большевиками, наступала очередь Грузии.

Автор приводит полный текст отчаянного обращения к Энверу из Тифлиса в июле 1920 г. за подписью председателя бывшего меджлиса Азербайджана доктора Хасана с просьбой спасти Азербайджан и весь Кавказ от большевиков. В обращении говорится, что при вступлении русских 27 апреля в Баку Халиль-паша и д-р Фуад встретили русских как союзников, помешали жителям оказать им сопротивление. Далее он высказывал предположение, что по всей видимости, турецкие офицеры, Халиль-паша и его окружение арестованы и отправлены в Россию.

В Тифлисе членов экспедиции посетил вечером министр иностранных дел республики Северного Кавказа Хайдар Бамат, рассказал о состоянии дел в регионе. В записках высказано беспокойство по поводу отношения кемалистской власти к некоторым выходцам с Северного Кавказа. Также в Тифлисе автор "случайно" встретил прибывшего с двумя сирийскими чеченцами Саит-бея, внука Шамиля. Он отправлялся в Дагестан с теми же целями, что и миссия Бутбая-Беркока. "Пребывание там Саит-бея объединило бы воедино горцев, раздробленных на племена и поделенных между шейхами", они выступили бы «против русских как единая сплоченная сила".

Возвратившись в Трабзон, Исмаил Хаккы Беркок посчитал необходимым направить Карабекиру подробную информацию о результатах поездки на Северный Кавказ. Очевидно, разобравшись с кемалистскими планами военного сотрудничества с большевиками и создания для этого на Кавказе соответствующего коридора, в сообщении Беркока участники поездки представлены как нейтральные наблюдатели, подробностей же о настойчивых попытках организовать местные силы с целью сопротивления большевикам, провозглашения независимости, о том, как "турецкие кавказцы" буквально за руку пытались организовать в этом направлении местных жителей, в дневнике М. Бутбая вовсе нет. Действительно, и Халиль-паша, и Нури-паша уговаривали Кемаля и Карабекира поддержать независимость кавказских республик, связывая с этим давние пантюркистские и панисламистские планы младотурок (они хорошо просматриваются по дневнику Бутбая). Англичане же видели в такой независимости возможность реализации плана создания санитарного кордона между двумя революциями - большевистской и кемалистской.

(Продолжение следует.)

Источник: Киреев Н. Г. - История Турции. XX век - М.: Крафт, ИВ РАН, 2007.

Турция, международные отношения, ХХ век, Кавказ

Previous post Next post
Up