Весна и лето 1969 года. Муки и радости рок-фестивалей

Nov 28, 2016 13:56

После эксцессов на рок-концертах и рок-фестивалях консерваторы на властных постах попытались принять специальные меры против таких сборищ, но их попытки проваливались - законы против незаконных сборищ не сработали, специальные постановления против массовых действий также спасовали, а от уже окрепших устроителей стали поступать крупные отчисления на обеспечение безопасности. В тех случаях, когда устроители были людьми компетентными и честными, такие гражданские вспышки носили панический и почти параноидальный характер; в других же случаях - особенно поскольку события носили лавинный характер, и по крайней мере некоторые фены, бывшие в свое время сверхбунтарями, играли роль (хоть и невольно) провокаторов - они могли быть проявлениями благоразумия...

В ряде же случаев, такие административные меры имели характер противодействия року, а вернее рок-фенам (читай "радикальным, длинноволосым, курящим наркотики, порочным хиппи"), которое политики правого крыла всячески и упорно пытались претворить в жизнь. Некоторые из таких постановлений были очень кратковременными, но попадалась и более крупная рыба...

В качестве продолжения традиции экстравагантного обнажения Джимом Моррисоном своего полового члена в Майами во время прохладно встреченного публикой концерта the Doors (сей поступок был вызван скорее безрассудством и стремлением просто "повыпендриваться", а не бунтарско-революционаристской идеологией) 30 000 человек пришли послушать группу the Lettermen и Аниту Брайант в бесплатной программе "Восстановление приличий". Организаторов события поздравил никто иной, как сам президент Соединенных Штатов (хотя, тем не менее, Никсон конечно же не послал своего поздравления этой же группе организаторов, когда Балтиморский рок-фестиваль, который они проводили месяцем позже, вылился в бунт, носивший при этом несколько рассовый оттенок, когда обещанное выступление группы Джеймса Брауна так и не состоялось).

Хотя балтиморский взрыв мог в приницпе рассматриваться как аргумент в пользу утверждения, что отсутствие музыки вызывает бунт, но в то же время начало возникать убеждение, что сам по себе рок провоцирует бунты, а также вызывавшая нервозность копов риторика типа "Долой свиней", особенно распространившаяся среди участников событий в Чикаго и их последователей, также начала становиться чем-то вроде самодавлеющего пророчества. Через две недели после событий в Пальм-Спрингс, на лос-анжелесском фестивале свободы, после того как полицейскими был избит юноша, протест толпы привел в конечном счете к аресту более 116 человек еще до того, как была сыграна хотя бы одна нота. А в мае 1969 года был фактически сорван Aldergrove Beach Rock Festival в Британской Колумбии (Канада), после того как банда мотоциклистов совершила на него набег. Ньюпортский рок-фестиваль, проходивший летом 1969 года, был более успешен в музыкальном отношении (в течение трех дней 150 000 человек прослушали целую обойму исполнителей, среди которых Хендрикса, "Криденс", "Степпенвулф", "Джетро Талл" и Booker and the MG), но все равно закончился арестами 75 человек, тремя сотнями раненых и около 50 000 долларов материальных убытков; неделей позже подобный состав артистов выступил перед 50 000 зрителей на Денверском поп-фестивале, и когда полицейские попытались протиснуться в толпу, чтобы пресечь какую-то драку, то им пришлось продираться, используя дубинки и слезоточивый газ.

И все же довольно часто бывало и так, что фестивали проходили просто чудесно. На фестивале в Торонто, где принимали участие the Band и "Прокол Харум", собралось 50 000 человек и не было ни одного происшествия. А фестиваль в Атланте, где 140 000 зрителей жаждали и обрели мира, любви, свободы, Джо Кокера, "Криденс", Джонни Винтера, Пола Баттерфильда, "Лед Зеппелин" и Дженис Джоплин, успешно посеял очаги и семена новой культуры на твердо придерживавашемся до той поры старых традиций Юге США.

Но все же ни один из этих фестивалей и никакой из прошедших позднее не смог превзойти знаменитый фестиваль в Вудстоке.

Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)

рок-культура, США, рок-музыка, 1969 г.

Previous post Next post
Up