Sep 09, 2016 12:48
Старинный силуэт города Пинска сложился в XVII-XVIII веках, и основной его доминантой стали башни монастырей и городской ратуши (магдебургское право Пинск получил в 1581 году, его герб - на красном поле щита золотой лук со стрелой и натянутой тетивой).
По сохранности архитектурных памятников и вообще старой застройки Пинск сегодня занимает в Беларуси второе место вслед за Гродно. Действительно, с площади можно увидеть величественные здания бывшего иезуитского коллегиума, францисканского костела, монастыря и колокольни, дворец Бутримовича...
Самые древние из них - францисканский костел и монастырь. Этот ансамбль создавался на протяжении трех веков - XVI, XVII и XVIII, но первый деревянный костел был построен еще князем Сигизмундом Кейстутовичем в 1396 году. В 1510 году стал строиться новый, каменный, названный церковью Успения Девы Марии. В третий раз храм был перестроен в 1712-1730 годах, когда здесь возникли корпуса монастыря. Величественный, с богато декорированным фасадом, где есть и карнизы, и ниши, и фронтон с двумя маленькими башнями, этот костел делает величественное впечатление и изнутри, где мы сможем увидеть деревянные скульптуры святых, витые колонны главного алтаря также с деревянной резьбой, фрески, выполненные в 1909 году художником В. Вишневским, а также послушать великолепный орган.
Ансамбль - эта застывшая музыка веков - живой организм, который требует постоянной работы. Специалисты спорят, органично ли входит в застройку трехъярусная башня-колокольня, поставленная под руководством архитектора Каменского в 1817 году (вскоре после поражения Наполеона) и перестроеная уже в начале XX века в четырехярусную. Был реконструирован и сам монастырь - тоже в 20-ые годы ХХ века (правда, огонь революции не тронул его мощных стен). Некоторые исследователи белорусской архитектуры называют русского академика архитектуры И. Жолтовского автором четвертого яруса колокольни.
..Летом часто можно увидеть людей, которые молча стоят перед ансамблем, вроде бы предаваясь Времени и Пространству, которые воплощены в этих мощных стенах, в архитектуре, что словно отделяет себя от мирской суетливости, ограничивается строгой величественностью монастырских стен, создает замкнутый мир духовности. Двух - и трехэтажные корпуса замыкают ансамбль на главной площади Пинска, украшая эту площадь.
Сейчас уже нет иезуитского костела, который также был, казалось, неотъемлемой частью старого Пинска,- сожжен во время последней войны, после разобран. Сохранился коллегиум - здание в форме буквы "Г", созданный еще в первой половине XVII века вместе с церковью. На снимках, что сохранились, можно увидеть легкую, почти кружевное постройку церкви, две его башни, полюбоваться архитектурным памятником барокко. Коллегиум, видимо, уравновешивал общее впечатление: даже шестигранная башня кажется суровой, определенной для защиты (кстати, некогда так и было), однако в целом он дает сочетание черт ренессанса и барокко. Среди жилых и рабочих помещений здесь в XVIII веке работала аптека, а позже, с 1729 года, существовала даже типография.
Дворец Бутримовича теперь кажется совсем маленьким рядом с высокой современной гостиницей и как бы «затертым» ею. Но стоит остановиться - и скромная красота этого дворца, построенного в конце XVIII века для пинского старосты М. Бутримовича (Бутримович также был видным деятелем своего времени, крупным финансистом и статистом Речи Посполитой. Он был организатором промышленности на Полесье, руководил строительством Огинского и Королевского (Днепро-Бугского) каналов. Кроме того Матеуш Бутримович был послом от Пинска на ХХ сейм (1788-1792) Речи Посполитой) в стиле барокко с чертами классицизма, заставит более пристально рассматривать его стены, колонны дорического ордера, что вынесен вперед,- в этом особенность архитектурного решения. Парадный двор тут как бы раскрывается навстречу реке, а симметрия корпусов создает впечатление праздничности и богатства. Особенно красива овальная зала, как бы вынесенная на террасу.
С пинскими Бутримовичами, кстати, в истории связан интересный прием, оказанный королю Речи Посполитой Станиславу Августу. Здесь, под Пинском, в имении Бутримовичей Кристиново, его приветствовали сотни крестьян вокруг дороги, застеленной сеном и украшенной арками и надписями в стихах. Надписи эти были сделаны на четырех языках - латыни, польском, белорусском и еврейском. Крестьяне играли на цимбалах, дудках, показывали свои поделки. А после на канале в просмоленных челнах поплыли мальчики, которые производили различные диковины - танцевали, прыгали из воды на лодки и наоборот, перегоняли друг друга...
В упомянутое же время (где-то в 80-ые годы XVIII века), когда был открыт канал, названный Королевским, Бутримович, который много сделал для открытия канала, направил по нему в Варшаву десять челноков, нагруженных грибами, воском, медом и т. д. Одетые по старинной моде пинчане, что привезли этот «полесский караван», произвели в Варшаве сенсацию.
(Продолжение следует.)
Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.
Перевод с беларусского.
история архитектуры,
Беларусь,
Пинск,
история Европы