Jul 30, 2016 15:42
Поворот от Брестской трассы на Слоним очень живописен - красивый лес, дорога, что утопает в тени деревьев. Слоним некогда, в XVIII веке, как говорят, называли северными Афинами. Действительно, построенный на реке Щара, там, где в нее впадает другая река - Иса, он и сейчас, после страшных войн и пожаров (в одном 1881 году в огне сгорело три четверти жилого фонда) дает представление о том, какими были передовые белорусские города в XVI-XVIII веках.
Слоним впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом (напомним, что старинные белорусские летописи этого времени почти не сохранились), с названиями Услоним, Васлоним. С тех времен осталось только название "Замчище", где археологи и сегодня находят много интересных материалов по древней истории и культуре города, очень высокой для своего времени. Время упоминания города - время борьбы галицко-волынских князей с князем Миндовгом за власть над Верхним Поднеманьем где стоит Слоним. Тогда городом владел сын Миндовга - Войшелк, воин и монах, который основал под Новогрудком православный Лавришевский монастырь.
О могуществе Слонима тех времен свидетельствует тот факт, что под защиту его замка перебрались прусы, которым в 1276 году угрожали крестоносцы, здесь проходил торговый путь из Руси в Прибалтику. Среди владельцев города - князь Кейстут, который закончил свои дни в тюрьме Кревского замка, знаменитые люди Великого княжества Литовского: Ян Литавор Хрептович, Григорий Богданович Волович, Лев Сапега, магнаты Огинские. И, конечно, как один из крупнейших городов, он получил и магдебургское право - в 1591 году. Герб Слонима - золотой лев с двойным серебряным крестом на голубом поле.
Те или иные люди всегда причасны к истории городов и их культуры. Несмотря на то что оба Сапеги - Лев и Казимир Лев - приложили много усилий, чтобы в городе работали различные ремесленные цеха, развивалось ткачество, ювелирное дело и другие ремесла, настоящими «отцами города» стали магнаты Огинские. Возможно, потому, что при их здесь развивалась мощная культурная среда, работала капелла и существовал театр.
Но и первый период шляхетского Слонима дал развитые ремесла, дал красиво застроенный город, где на месте бывшего замчища был дворец князей Сапег, откуда во все стороны отходили улицы. Так выглядят и сегодня многие средневековые города; особенно это видно в недалеком отсюда Новогрудке, где площадь - сердце города, откуда разбегаются кровеносные сосуды.
Этот первый, относительно спокойный период закончился в 1654 году, когда началась война между Россией и Речью Посполитой. В результате нее, а после и войны со шведами город был почти полностью разрушен, так что в постановлении сейма 1661 года город был освобожден на несколько лет от налогов, потому что он «почти дотла сожжен и разграблен».
Второй период восстановления Слонима характеризуется строительством множества храмов, ставшим особенно интенсивным после прихода на Беларусь иезуитов. Вначале, в год Люблинской унии (1569) их приехало в Вильнюс, столицу белорусско-литовского государства, всего пять человек, которые открыли первую школу. Преподавание в этой школе было блестящее, слава о ней разошлась далеко, и вскоре иезуиты стали расширять свое значение в духовной жизни Беларуси, стараясь обрести поддержку самых знаменитых людей княжества. Через всего лишь пять лет в католичество перешло уже несколько прославленных родов Великого княжества, чему сильно способствовало и то, что именно католики начали играть первую роль в политической жизни Речи Посполитой, Великое же княжество Литовское было оттеснено на второй план. С этого времени начался и разделение белорусов: окатоличенная шляхта заговорила по-польски, простой человек продолжал говорить по-белорусски. Об этом ярко свидетельствуют многие пьесы, которые ставились тогда на школьных сценах и на площадях городов: они написаны на двух языках, ведь так говорили простые люди и магнаты (а за ними и шляхта). В 1705 году иезуиты открыли в Слониме коллегию и школу. Король Август II выделил им целую улицу, которая стала носить название Студенческой (сохранила свое наименование).
В 1639-1645 годах были построены первые храмы - в частности, костел бернардинцев (название ордена - от имени реформатора Бернарда Сиенского) и бернардинок. Оба эти здания принадлежат к стилю барокко, являются оригинальными формами архитектуры, хорошо замыкают перспективу улиц и видны издалека. Каждый из них мог бы стать визитной карточкой города, если бы не было здесь еще одного храма, возведенного позже, в 1775 году, в Замосцье, немного дальше от исторического центра, а именно костела святого Андрея (его мы упомянем немного позже). А пока здесь, на самой древней площади города, мы видим, как храмы размещались вокруг бывшего замка: костел бенедиктинок ( построен в 1669 году), доминиканцев (построен в 1680-1798 годах)... Последнего мы не увидим - он не сохранился, вместо него сейчас стоят современные здания. В целом же в XVIII веке здесь существовали еще костел каноников латеранских, три униатские церкви, деревянная мечеть...
Три связанные между собой площади украшены величественными храмами, а на главной и центральной была ратуша и торговые ряды. Сохранилась синагога, построенная в 1642 году. Считают, что она по своей форме очень напоминает барочный костел, только без башен. От ратуши осталась каменная двухэтажная постройка на пересечении улиц Советской и Первомайской, в которой трудно узнать бывшую гордую красавицу - символ независимости города. Магдебургского права город был лишен в 1776 году, заплатив тем за непокорность своего старосты - Огинского. Кстати, тот после разгрома армии конфедератов и эмиграции все же приехал в Слоним и решил здесь поселиться на постоянное жительство.
Бывший дворец Сапег переделан, на его месте выросло величественное каменное здание, созданное иностранными архитекторами. Здесь были манеж, оранжерея, типография. Между дворцом и выпрямленным рукавом реки Щары возник театр, который приводил в восторг всех, кто его видел. Щара была выпрямлена каналом, который получил название «Канал Огинского». Этот канал (длина вместе с озером 73 километра) соединил реку Ясельду с Щарой и позволил с 1804 года значительно оживить торговлю города. По каналу, а потом по рекам Щара и Неману отправляли в Прибалтику много воска, хлеба, шкур и строительного леса. Но вода из этого канала служила и художественным целям: она, в случае нужды, затопляла часть сцены и по ней могли плавать лодки. Сама же сцена была очень большая, так что на ней происходили театрализованные баталии всадников, водные феерии, могло давать представление большая труппа актеров.
В театре Огинского - «Опернгауз» - работали итальянские и польские оперные певцы, художники, здесь имелся крепостной балет, а также хор. Особенно блестящей была капелла; в оркестре - одном из самых больших в Европе из числа придворных - участвовали 53 музыканта. Современники сравнивали его с «мангеймским», который называли камертоном Европы. После смерти Н. К. Огинского в его архивах насчитывалось 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальные комедии, 253 симфонии и много других музыкальных произведений.
Вообще гетман Огинский был в своем роде фигурой уникальной - он играл на нескольких музыкальных инструментах, во время выступлений капеллы вел партию первой скрипки. Помимо этого, писал литературные произведения, некоторые из них были изданы в слонимской типографии. Как автор книги «Байки и не байки» вошел в историю польской литературы.
(Продолжение следует.)
Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.
Перевод с беларусского.
История Европы,
история архитектуры,
Беларусь,
Слоним,
средние века