Крево - Баруны - Гольшаны. Часть 2

Jul 08, 2016 13:46

Баруны отличаются прежде всего своим архитектурным памятником второй половины XVIII века. Эта церковь и монастырь были построены как униатские. Как пишет белорусский историк А. Грицкевич, до 1793 года - первого раздела Речи Посполитой - в Беларуси около 75 % населения относились к униатскому вероисповедованию. И это время породило своеобразное искусство и своеобразную течение нашей культуры, которые сочетали в себе восточное и западное влияния. Жаль, что после «воссоединения» с Россией многие памятники были уничтожены, многие униатские церкви - а после и все - были закрыты, а их архивы в большинстве вывезены в Россию, либо, в лучшем случае, в Вильнюс. Тогдашняя беллетристика дает яркое представление о той жестокости и унижении ко всему униатскому, неправославному, которые царили в отношении "Северо-Западного края", как начали называть белорусские земли. Политика всегда борется с творчеством и инакомыслием, даже если и прикрывается самыми благими намерениями...

Униатский комплекс в Барунах имеет каменную церковь, которая была построена в 1747-1757 годах по проекту А. Асикевича, достраивалась до 1770 года. Северные ворота соединяют церковь с двухъярусной башней-колокольней.
Перед самым разделом Речи Посполитой построен и монастырь (1778-1793), куда входили здание школы и часовня в стиле барокко. Монастырь принадлежал василианам - униатскому ордену. В школе в XIX веке выросли три писатели - А. Адынец, Ю. Корсак, И. Ходько. В гражданскую войну здесь была основана белорусская учительская семинария, которую закрыли в 1922 году польские власти.

Теперь здесь костел - но и через все годы храм сохранил свою неповторимость - он асимметричный, но силуэт его очень мягкий и пластичный; портал, фронтоны и главный фасад - как замершая в камне музыка. Безусловно, этот комплекс дает импульс красоты, кажется, такой неожиданный в скромном городке. Но Беларусь была не только крестьянской страной - она до сих пор сохранила определенное благородство, облик многих ее местечек и деревень имел европейский вид и определялся культурой.

Гольшаны сегодня - село, и только два больших сооружения напоминают о былой славе этого родового гнезда князей Гольшанских, а потом Сапег. Сами Гольшаны упоминаются в письменных источниках с XIII века как владения князей Гольшанских.

Первый князь Иван Гольшанский был фигурой знаменитой - дипломатом и общественным деятелем Великого княжества Литовского. Из этого рода происходила и Софья Гольшанская - будущая королева Польши и великая княгиня, последняя жена короля Ягайло и первая, которая родила ему детей - трех сыновей, два из них стали королями. В белорусских летописях рассказывается о первом знакомстве немолодого уже короля. Находясь в гостях у князя Семена Гольшанского в Друцке, он увидел двух его дочерей - старшую, Василису, празваную Белухой - полную и красивую девушку, и младшую, семнадцатилетнюю Софью, или, как позже стали ее называть, Сонку. Пообедав в князя, король Ягайло запомнил девушек и попросил Витовта быть его сватом. Летопись так передает слова старого короля: «Имел я за собою три жены, две ляшки (польки), а третью немку, а плода с ними не имел». Но князь Семен Дмитриевич ответил, что с радостью отдал бы за короля старшую, ибо будет ей позор, когда младшая опередит ее замужеством. И снова, как говорит летопись, король Ягайло отказался взять Василису: «Сам знаю, что сестра старшая - красивее, и имеет усики, а это значит, что девка она сильная, а я человек старый, не смею на нее покуситься». Но выход был найден: Василису выдали за родственника, Ивана Бельского, а король женился на младшей. Брак был заключен в 1422 году, в первой столице Великого княжества Литовского Новогрудке, что свидетельствует об уважении Ягайло к родным корням. Примечательно, что это место написано (как и вся «Хроника Быховца») по-белорусски, но уже латинскими буквами.

Королева украсила род Гольшанских. Но вообще-то в этом роду любили устраивать заговоры против королей: Александр-Нелюб (интересно, что имя носит след нелюбви) вынашивал измену против великого Витовта, вынужден был уехать в Москву; Симон (умер в 1433 году) покушался на жизнь великого князя Свидригайлы, за что утоплен в Западной Двине в Витебске; Иван (умер в 1481 году) интриговал против великого князя Казимира и тоже казнен. Правда, первый Иван (умер в 1401 году) был сторонником Витовта, возил его дочь, Софью в Москву, где она вышла замуж за сына великого князя Московского, и умер своей смертью.

Род князей Гольшанских пресекся в 1556 году, но оставил по себе память в документах и истории нашей земли. Одно из преданий рассказывает: «... Был пан, князь, Ольшай назывался. В пуще место нашел, поляну такую красивую. Начали там строиться. И поселение стало... Замок там, и в Медининкай, и в Креве. А между ними подземные ходы, четверкой можно ездить. А в Ольшанах так и между замком и до монастыря».

По сути здесь остались только остатки дворца, да и то не всего, а только четвертой части. Считается, что построен он при Павле Стефане Сапеге в начале XVII века, но есть и мысль, что это была перестройка более старого и скромного комплекса.

Сапеги, по некоторым сведениям, родом из полоцких бояр и были вторым в Беларуси после Радзивиллов могущественным магнатским родом, занимая из поколения в поколение важные должности в Великом княжестве, а то и претендуя на учреждение династии (как это было, например, в конце XVII века). Первый из них, который упоминается в письменных источниках,- писарь великого князя Казимира Семен.

Наиболее прославленным в этом роду был Лев Иванович Сапега, который родился в поместье Островно Витебского уезда в 1557 году (а владения Сапег простирались на всю Беларусь, и не зря Островно и Гольшаны находятся в разных уголках Беларуси). Лев Сапега был канцлером великим литовским, образование получил в Лейпцигском университете, стал редактором и по сути создателем одного из лучших в Европе юридических уставов - Устава Великого княжества Литовского, отличным дипломатом. Ошмянский староста Павел Сапега, который строил дворец, был из ружанской (еще говорилось - северской или чарейской) линии рода и остался в истории искусства тем, что надгробный памятник ему и трем его женам в полный рост сохранился и сейчас находится в музее древнебелорусского искусства Академии наук Беларуси.

...Некогда в этом роскошном дворце, рисунки которого сохранились и особенно впечатляют на фоне того, что мы видим сейчас, гремели оркестры, и паны в драгоценных нарядах танцевали грациозные танцы, а в башнях располагались комнаты с изразцами и лепниной, и над башнями в зимние ночи глухо гудел ветер. Замок представлял собой прямоугольное замкнутое здание с двором посередине (это похоже на замок в Мире). Постройки были трехэтажными, против въездных ворот стояла домовая часовня. По керамическим плиткам пола, от которых остались только остатки, что сейчас собирают археологи, ходили люди, которые определяли судьбу целого государства, поднимали на восстание своих подданных и платили за это и их, и своей собственной кровью (в ноябре 1700 года Сапеги, например, были разбиты под Алкениками возмущенной знатью, а после изгнаны из Великого княжества Литовского и лишены всех своих должностей). Еще в начале ХХ века существовала мысль о возведении их на престол Литовского государства, которое планировала создать Германия!

Про роскошь и блеск двора в Гольшанах ходили легенды, но самая последняя родилась в совсем недавние годы, когда по распоряжению местных властей взрывали и рушили стены дворца. В один из таких дней под разрушенной стеной погиб молодой парень, который - как до сих пор рассказывают в Гольшанах - особенно рьяно работал, чтобы и следа от «проклятого прошлого» не осталось. Говорят, что наказали его предки...

(Продолжение следует.)

Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.

Перевод с беларусского - наш собственный!!!

ХVIII век, История Европы, Беларусь, средние века

Previous post Next post
Up