Jul 02, 2016 15:28
По дороге на Вильнюс через Ошмяны, на пересечении автомобильных дорог на Сморгонь, Молодечно, Ошмяны располагается небольшая деревня, центр сельсовета. А когда-то это название - "Крево", начиная с XIII века, было известно всем жителям Княжества Литовского, Русского и Жамойтского. По своей исторической значимости для судьбы белорусов это место, пожалуй, одно из самых важных, самых памятных. Много есть городов в Беларуси, где принимались различные акты, постановления, решения - но ни одно из них не имело того значения, которое имела Кревская уния 1385 года,- уния, подписанная в замке, только остатки которого говорят нам сейчас о мощности и значимости его владельцев. Замок в начале XIV века построил великий князь белорусско-литовского государства Гедимин.
Известное с XIII века как столица Нальшчанскай земли, Крево в 1338 году получил Ольгерд - великий князь литовский, чья жена - княжна витебская, Мария Ярославна - построила в Вильнюсе первый каменный православный храм Параскевы Пятницы (1345).
После Ольгерда осталось огромное княжество, а также 12 сыновей и 9 дочерей от двух жен (обе, кстати, были православными). Также остался его брат Кейстут, фигура величественная и мощная. Завязался огромный узел страстей, интриг, тщеславия - и отзывы их не только сотрясли стены этого замка, но эхом отдались в истории.
Наследство после себя Ольгерд, как это часто бывает, оставил не самому смышленому, а самому любимому, младшему сыну - Ягайло.
Дядя Ягайло, Кейстут, был храбрым воином, его любили в княжестве. Кстати, сама его женитьба оказалась романтической балладой: однажды во время языческого праздника князь увидел жрицу Бируте. Поскольку замуж ей выйти было запрещено - она навсегда должна была оставаться девственницей - Кейстут просто похитил Бируте и женился на ней, несмотря на протесты жрецов, и любил ее до самой своей смерти. А смерть его была ужасной - здесь, в Кревском замке, он был задушен по приказу Ягайлы.
Произошло это, скорее всего, в главной башне замка - Княжеской. В свое время она имела не менее трех этажей, княжеские комнаты находились на втором, а тюрьма внизу. Кстати, комнаты князя были украшены фресками, которые не сохранились, за исключением некоторых фрагментов.
Здесь же, в этой тюрьме-башне, плеником сидел и сын Кейстута - Витовт, двоюродный брат Ягайло. И его ждала такая же ужасная смерть, но судьба судила ему другое - прожить восемьдесят лет, стать героем Грюнвальдской битвы, властелином княжества Литовского, за самостоятельность которого он боролся до самой смерти. И поэтому ему удалось выйти из этих стен. Произошло это тоже достаточно романтично: по одной версии, он надел длинный черный плащ своей жены Анны и вышел из тюрьмы, оставив ее в темнице, надеясь, что Ягайло не запятнает себя убийством женщины. По второй - ему помогла бежать влюбленная в него служанка жены... Как бы там ни было, Витовт избежал смерти, и после, через годы, все же вынужден был примириться с Ягайло.
Так и прошли они рядом свои жизни - враждуя, мирясь, соперничая.
Ягайло везло больше - ему, неженатому еще великому князю, соседняя Польша предложила брак с молоденькой королевой Ядвиге и унию - союз двух государств под одной властью. Условие - принять католичество.
Ягайло был до этого православным и имел имя по крещении Яков. Но ради короны короля и властителя огромной державы (точнее, двух государств) он принял предложение.
14 августа 1385 года здесь, в Крево, уния была подписана. В том же году на Люблинском сейме Ягайло был избран королем Польши и женился на дочери короля Людовика Ядвиге, став в католичестве Владиславом.
Но в княжестве были силы, которые не хотели подчиненного положения такой мощной державы, как Княжество Литовское, Русское и Жамойцкое. Возглавил их Витовт. Вот почему белорусы считают Витовта настоящим повелителем их государства, белорусским князем - патриотом своего Отечества.
Интересен такой эпизод. Во время Грюнвальдской битвы 1410 года - величайшей битвы славян за свою свободу против крестоносцев - в критическое время, сражаясь и теряя своих воинов, Витовт примчался к двоюродному брату, который в то время слушал мессу, и попросил его прервать богослужение. Но, как говорит "Хроника Быховца",- "... Ягайло ему ответил: "Милый брат, никоим образом не могу сделать иначе, дослушать мессу должен". И, дослушав мессу, приказал своему отряду двинуться на помощь. И тот отряд, придя на помощь армии литовской, "пошел с войском литовским на немцев, и разбили на голову немцев, и самого магистра, и всех его приближенных убили, и множество немцев убили, и взяли в плен; а другие ляшские войска им ничем не помогали, только на то смотрели".
Интересно - если бы месса продолжилась еще час, не поздно ли было бы вообще кого-нибудь спасать?
Во главе полков, которые приняли основной удар немцев, был Витовт. Тот Витовт, что пробирался отсюда ночью, под видом женщины, минуя стражу, которая при свете факелов, скорее всего, рассказывала друг другу, как это принято и сейчас, приключения и анекдоты... А может, говорили о зловещей тени, которая якобы висела над этим замком, потому что, когда в 1387 году брат Ягайло получил Кревское княжества, через четыре года он был отравлен? Может, и не связанные в одно эти события, ведь отравлен Скиргайло был в Киеве монахом Фомой, но же - снова Крево...
Этот замок в 1433 году был штурмом взят войском Свидригайло - также претендента на трон Великого княжества Литовского. В начале XVI века его разрушили крымские татары - атак их вообще на Беларусь было мало, но все же их жажда к разрушению нашла себе выход именно на этом замке!
В 1792 году город приобрел магдебургское право и герб - в голубом поле золотой полумесяц, между рогами которого серебряная звезда. Но не успел как следует использовать это право - в 1793 году произошел раздел Речи Посполитой, в результате которого белорусские земли были насильственно захвачены Россией. Царице Екатерине, которая клялася в начале, что будет свято хранить все привилегии здешних земель и знати, самостоятельные города были не нужны. Самостоятельность потеряли многие белорусские города и самые древние - уже в самом начале...
Кревский замок - один из замков целостной оборонительной системы, которая создавалась с первой половины XIV века. Мощные замки в Лиде, Новогрудке, Медининкае, Вильнюсе и Тракае образовали мощную цепь защиты от врагов. Крево - важное, самое романтическое звено в этой цепи.
Этот замок впечатляет и днем, при солнечном свете. Но особое впечатление производит он ночью, когда каменные сооружения освещенные золотым полумесяцем, и сквозь проемы в стенах проблескивает звезда - может, от того космическая символика герба так трогает душу? Беларусь, которая, наконец, обрела свою независимость, собирается реставрировать замок, который станет символом ее мужественной и страдающей истории. На это нужно много сил и средств. Но правдивая история, которая рождает в сердцах гордость за свой народ, достойна того.
Хочется верить, что все напасти над этим краем закончились, и в последующие годы ь обновленный Кревский замок привлечет гостей из зарубежья, которые интересуются историей белорусов.
Но быть в Креве и не посетить места, которые лежат совсем рядом и которые стали свидетелями интересной белорусской истории, нельзя. Поэтому едем в Баруны.
(Продолжение следует.)
Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.
Перевод с беларусского - наш собственный!!!
История Европы,
Беларусь,
Великое княжество Литовское,
средние века