Несвиж. Часть 1

May 05, 2016 13:20

Этот город, что находится за 112 километров на юго-запад от Минска - город-романтик. Несмотря на все признаки современности, он, кажется, так и не отпустил от себя тени тех, кто некогда здесь жил, правил, занимался просветительством, страдал... Им владел род Радзивиллов, и может, именно здесь наиболее четкими становились черты характера каждого из них, которые накладывали глубокий отпечаток на судьбы окружающих людей и стали достоянием истории.

Хотя первое документированное упоминание о Несвиже относится к 1446 года (тогда великий князь Казимир передал его Николаю Яну Немировичу) и среди его владельцев были знаменитые магнаты Мантыгирды и Кишки, однако до самых последних дней 1939 года, когда войска Красной Армии вошли в замок и он перестал быть магнатским городом, а стал обычным заштатным городком, Несвиж связан с Радзивиллами, и поэтому, хотели бы мы этого или нет, разговор о городе начнем с дворца.

Точно известен год закладки каменного дворца - 1583-й. Тогда, вернувшись из Рима, где он был восхищен и ошеломлен красотой и величием "вечного города", магнат Николай Кристоф Радзивилл (Сиротка) пригласил в Несвиж итальянского архитектора Дж. Марию Бернардони для того, чтобы здесь, в своих владениях, строить город, достойный величия магнатского рода. Сам он остался в истории культуры как меценат и автор книги "Николая Криштофа Радзивилла путешествие в Святую землю", изданной на латыни в 1601 году. Это путешествие, кстати, способствовало еще и изгнанию из города протестантов, которым он раньше много помогал, как и его отец.

На месте первого деревянного строения вскоре вырос дворец, который превосходно гармонировал с окружающей средой и, несмотря на то, что был окружен высоким, до 20 метров, земляным валом с валунами и своеобразными "стражами" - бастионами, а также рвом, который заполнялся водой, стал не оборонительным сооружением, а прежде всего жильем магнатов.

Мы знаем, что Несвижский замок был сожжен в 1706 году шведами, но потом восстановлен. От XVIII века остались имена архитекторов, которые принимали в этом участие,- М. Педеци, М. Флорианович, К. Спампани, А. Лоци. История разрушений и восстановлений замка - отдельная, она укладывается в схему бесконечных войн, которые велись на беларусской земле, а мы поговорим прежде всего о людях, которые жили в этом замке.

Николай Радзивилл Первый, который принимал католичество в Краковском соборе вместе с Ягайло, Великим князем Литовским, не жил в Несвиже, но именно он заложил основу богатства и могущества рода.

Сын Николая Старого Юрий тоже не жил в этом дворце (он умер в апреле 1541 года), но величие Радзивиллов без его военных подвигов было бы неполным.

Город стал своеобразной столицей Великого княжества, куда приезжали не только политики, но и деятели тогдашней культуры, просвещения, искусства...

Политика и отрава, любовь и приключения - все сплелось в судьбе Барбары Радзивилл, чьи портреты и сегодня навевают легкое чувство ошеломленности от женской красоты, но и печали перед Временем.

Предания Несвижа - это, прежде всего, рассказы о трагической судьбе именно этой красавицы, что прожила жизнь хотя и короткую, но полню, напоминающую рюмку прозрачного, игристого шампанского. И, как в настоящих приключенческих романах,- в том числе и капля яда от свекрови, итальянки Боны Сфорца, которая стала королевой Польши и не хотела, чтобы ее невестка была из литвинок и тем подняла престиж Великого княжества Литовского, а принесла бы государству новые земли. Правда, некоторые историки пишут, что Барбара умерла от рака - но легенде не запретишь плести свои кружева...

Молодую женщину, которую страстно полюбил будущий король Сигизмунд-Август, ждали не только любовные утехи и восторг - когда умер старый король и все узнали, что королевич тайно, в виленской часовни, только в присутствии ее братьев женился на Барбаре,- на нее обрушилась вся знать, все те, кто с новым браком короля связывал свои надежды. Был коронован ее муж,- а ее не короновали, не признавали... Два года ее союзники, и в первую очередь два брата, отчаянно боролись за коронацию. Несвижский князь Николай Черный несколько раз ездил к папе римскому... Но, хотя в декабре 1550 года сейм короновал Барбару в Краковском соборе, жить ей оставалось около пяти месяцев, и умирала она в страшных муках. Король был с ней не только до последней минуты: якобы борясь с самою Смертью, он не хотел хоронить жену. Две недели лежало тело Барбары в прощальной комнате, где проходили литургии и где часами сидел Сигизмунд Август и говорил с нею, как будто с живою. Но и после, когда он решил похоронить ее не в Вавеле, где хоронили королей, а в любимой Вильне, столице княжества, он сам сопровождал кортеж по всему пути от Вавельского собора к часовне Святого Казимира.

В каждом городе или маленькой деревушке молодой король останавливал коня и шел пешком. О чем думал он в те невыносимо долгие часы? Может, вспоминал письма, которые ему писала возлюбленная, и, глядя на перстень с часами, который она ему подарила, повторял слова любви, написанные в то время, когда счастье казалось вечным и бесконечным.

Но и после похорон он не мог забыть Барбару. Вот почему, согласно легендам, и решил вызвать ее тень в Несвиже, во владениях братьев умершей - Николая Рыжего и Николая Черного. Николай Черный стал особенно близким для короля, много способствовал тому, чтобы Великое княжество Литовское обрело самостоятельность, а также помогал книгопечатанию (напомним, что в те времена государственным языком княжества был белорусский).

Согласно легендам, помочь королю вновь увидеть любимую вызвался сам прославленный чернокнижник Твардовский. Только предварительно он предупредил, чтобы Сигизмунд Август не прикасался к тени. Однако, как только в результате волшебных манипуляций тень Барбары в белых одеждах появилась перед ними, Сигизмунд Август бросился к ней... Раздался взрыв, все исчезло - но с того времени призрак Черной Дамы якобы бродит по ночам в Несвижском дворце и только под утро возвращается в огромные подземелья, которые и до сих пор не исследованы археологами. Говорят, что во время последней войны, увидев в парке черную фигуру, немецкие часовые с криком "Шварцэ фрау" начинали стрелять в том направлении.

Но другая легенда про Черную Даму говорит, что это призрак княжны Марии, которая влюбилась в простого конюха. И хотя красивым и остроумным был тот парень, но гордые Радзивиллы не могли допустить такого позора. Парня засекли до смерти, а княжна от горя и отчаяния бросилась с высокой башни и с того времени постоянно бродит среди экзотических деревьев парка, где даже сегодня есть источник Марии, которая так и называется "Марысины слезы".

Как бы там ни было, но и у сильных мира сего те же страдания из-за любви, та же красная кровь в жилах, и во дворцах несчастье и одиночество - те же...

Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.

Перевод с беларусского - наш собственный!!!

История Европы, Несвиж, Беларусь, средние века

Previous post Next post
Up