Apr 26, 2016 11:06
Новогрудок тоже видно издали. Он стоит, как старинная чаша, что подняли к небу боги. На высокой горе, заметная отовсюду, стоит разрушенная башня, а дальше - вторая. Некогда здесь стоял огромный, мощный, неприступный замок, строительство которого начинал еще Миндовг. Так случилось, что Новогрудок был одним из первых беларусских городов, который столкнулся с крестоносцами. В 1250 году магистр Ливонии Андреас фон Штырлянд, сжегший многие города Беларуси, начал осаду Новогрудского замка. Штурмовали его и магистры Генрих фон Плотке в 1314 году, и Конрад Валленрод в 1391 году, и Конрад фон Юнгинген в 1394-м, но город этот так и остался непокоренным.
Сын Миндовга, Войшелк, прожил непростую жизнь, даже как бы три жизни. Он был то воином, то князем и даже монахом, который основал под Новогрудком, в Лавришево, православный монастырь, в противовес своему отцу, который в душе всегда оставался язычником. Правда, некоторые летописи, особенно Галицко-Волынская (тогда это княжество было сильным соперником Новогрудка) рисует его в начале буйным, жестоким язычником, который получал наслаждение от того, что убивал людей.
Но, тем не менее, на обложке знаменитого Лавришевского Евангелия, которое сейчас находится в Петербурге, сохранилась фигура, которую считают его изображением - а эту честь язычнику не оказали бы! Князь-монах Войшелк был в конце концов убит своим политическим противником Львом Галицким, но именно при нем княжество расширилось, а Новогрудок стал одним из крупнейших торговых и культурных центров.
С Новогрудком связано и возникновение герба "Погоня". Согласно одной из летописей, брат Гедимина Витень в конце XIII века стал "княжити над Литвою измысли себе герб и всему княжеству печать: рыцер збройный на коне, с мечом". Княжил Витень с 1293 до 1316 года и жил в Новогрудке. Он укреплял государство, опираясь и на Полоцкую землю.
Раскопки показывают высокую культуру местных ремесленников - золотарей, ювелиров. И хотя позднее столицей Великого княжества стали Троки (сегодняшний Тракай), а затем Вильнюс, значение Новогрудка во времена средневековья было очень высоким. Не зря с 1416 года город имел статус резиденции автокефального православного митрополита Великого княжества. Этим митрополитом стал Григорий Цамблак, болгарин по происхождению, но из семьи, которая осела здесь, на землях княжества. На какое-то время Григорий уехал в Сербию и был там игуменом монастыря св. Панкратия, и после снова вернулся в Литву. Вновь избранного автокефального митрополита благословил болгарский патриарх, но константинопольский патриарх его не признал, так как Новогрудское княжество отделилась от Константинопольской патриархии. Цамблак участвовал в работе Константского собора (Швейцария), его принимал в Риме папа Мартин - в 1418 г. В соборе св. Петра в честь этого события была проведена торжественная славянская литургия.
О значении Новогрудка говорит и тот факт, что в 1422 г. король польский и великий князь Ягайло, хотя коронация его происходило в Кракове, венчался с Софьей Гольшанской именно здесь, в фарном костеле (построен в начале XV века и перестроен в 1637 году), который стоит у подножия Замковой горы. Фактически династия Ягеллонов начиналась в этом городе, одном из самых красивых в Беларуси.
С 1507 года он - центр Новогрудского воеводства, а спустя четыре года - обладатель магдебургского права. В это время здесь была построена Борисоглебская церковь на месте древнего храма XII века, от которого осталась только часть стены и который вошел в фундамент новой церкви (окончена в 1617 году, ее функция и религиозная, и оборонительная, не зря ее называют церковью-крепостью); затем - доминиканский (1637) и францисканский монастыри (на месте которого, перестроенного в XIX веке, стоит Николаевская церковь), а также синагога.
Главный центр Новогрудка - площадь, куда сходятся окрестные улицы. Неподалеку стоит краеведческий музей (открыт летом 1992 года), а напротив, на другом конце, за посаженными в 50-ые годы нашего столетия деревьями - дом-музей великого поэта Адама Мицкевича из рода, который дал двух гениев: второй Мицкевич (Константин) стал гениальным белорусским поэтом Якубом Коласом.
(Продолжение следует.)
Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.
Перевод с беларусского.
История Европы,
Беларусь,
Великое княжество Литовское,
средние века