Мир - Кореличи - Новогрудок. Часть 1

Apr 22, 2016 11:14

На 109-м километре Брестского шоссе стоит указатель направо: "Мир, Новогрудок".

Несколько километров от шоссе - и на горизонте закраснели башни Мирского замка. Их четыре по бокам и одна над входом. Название Мира, который своей историей тесно связан с историей замка, впервые упоминается в 1395 году - тогда крестоносцы во главе с гроссмейстером Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгигеном, не взяв Новогрудка, напали на менее укрепленные города Мир и Лиду и разрушили их. Владельцем Мира был сначала Сенька Гедыгольдович, который получил его от великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича, затем - род Ильиничев.

При внуке первого Ильинича Юрии, в 1555 году, Мир вошел в образованное здесь графство. Через тринадцать лет, когда умер Юрий, графство, вместе с замком, перешло к роду Радзивиллов.

Это был наиболее прославленный и самый знаменитый магнатский род Беларуси, о котором иногда даже говорили: "Лучше родиться Радзивиллом, чем королем..." В наиболее свежих книжках про Мир можно прочесть, что "город и замок принадлежали литовским феодалам". Но разве литовец Юрий (в разных документах его имя варьируется как Юрэй, Юр) Ильинич? Одно из писем короля Сигизмунда подтверждает завещание Ильинича, и написано оно на старобелорусском языке, которым говорило в то время все государство.Еще Ильиничи начали строить, а первый из Радзивиллов достраивал в Мире замок-крепость.

То было тревожное время: крымские татары волна за волной накатывались на наши земли, возвращаясь с большой добычей. Кто знает, сколько белорусских девушек - литвинок - были уведены в те времена в Крым, чтобы дать жизнь потомкам тех завоевателей! Вот одна из легенд, что сохранилась с тех времен:
"Заболел у хана любимый сын. Сколько врачей старались его вылечить, но тщетно. И только одна из полонянок лечила - и вылечила - ханского сына дивной травой, вывезенной со своей родины. А вместо награды попросила одного - чтобы никогда больше не ходил хан походами на Беларусь..." Трава называлась чабрецом, она и по сей день лечит от многих болезней. А лихие набеги вскоре прервались - в 1506 году под недалеком отсюда Клецком князь Михаил Глинский (некоторые исследователи считают, что его собственный род происходил от татарина Мамая) - одержал блестящую победу над татарами, прекратив их жестокие набеги. Татарские орды перестали быть угрозой для Беларуси. Но все равно замок требовал защиты - опасность здесь, где с запада угрожали крестоносцы, а с востока - Московия, была очевидной. Как раз в XVI веке начали строиться новые городские укрепления - земляной вал с деревянным "забором" и четырьмя въездными воротами: Замковыми, Виленскими, Минскими и Слонимскими.

Город и Замок были неразрывно связаны друг с другом. И поэтому, несмотря на предоставленное Миру в 1579 году магдебургское право (неполное), его жители, имея определенные вольности, почти во всем зависели от владельцев Мирского графства. И все же они никогда не чувствовали себя так, как, скажем, чувствовало себя в соседней Московии даже высшее дворянство - «холопами государевыми», они имели много прав, за которые позже, во время насильственного присоединения этих земель к России, страстно боролись.

Радзивиллы придали городу и окружающим местечкам почти великокняжеское величие. Первый из владельцев графства, Николай Радзивилл Черный издал за свой счет Библию в Бресте (Бресте), а также основал типографию в Несвиже. Его сын, Николай Кшиштоф Сиротка, также был высокообразованным меценатом, писателем, чей дневник о путешествии на Восток и в Рим и сегодня читается с большим интересом. Он пригласил строителей из Италии, которые достроили дворец в замке, придав ему черты романтичности и великолепие, а также положил начало множеству ремесленных цехов, которые работали на замок.

На мирских ярмарках продавалось, по воспоминаниям современников, все, что давала человеку современная ему цивилизация. Слава о богатых еврейских магазинах с иностранными шелками сохранялась так надолго, что, когда даже в XIX веке барышня собиралась замуж, говорили, что она "поехала в Мир". Своеобразный колорит придавало городу присутствие здесь цыганского "короля", считалось, что здесь нечто вроде столицы цыган, может, от того, что на мирской ярмарке продавалось особенно много лошадей? Последний из этих королей, некто Марцинкевич, умер в 1790 году.

Во времена Сиротки были построены ратуша, госпиталь, православная Троицкая церковь (1582 год) и костел св. Николая. В этом костеле была некогда икона св. Антония, патрона утерянных вещей. Интересно, что вся икона была увешана "вотами" - просьбами, чтобы отыскалось краденое или утерянное (не зря же - рядом жил цыганский король!). При храмах существовали школы, в XVI-XVIII веках - униатские, православные, католические, где уровень образования был достаточно высокий. При храмах были также приюты для бедных - например, они существовали в Кореличах, Любче, а при Циринском деканате (недалеко отсюда) было сразу пять приютов для бедных; это был богатый деканат, с множеством книг, изданных в Вильнюсе, Супрасле, Львове. Недаром многие выпускники школ затем поступали в университеты Европы, а уроженец Мира, всемирно известный философ Соломон Маймон, издал впоследствии в Германии около 20 своих работ - первоначальное же образование он получил в мирской школе - ешиботе. Маленькая сегодня деревня под Кореличами Цырин имела в XVI веке собственный герб - стоячий олень с золотым крестом между рогами на голубом поле. А местечком был Цырин вплоть до 1940 года.

Когда-то здесь, на маленькой сегодня площади Мира, ходили с хоругвями и песнями веселые ремесленники, празднуя Спас или Рождество, проводились известные по всей Речи Посполитой ярмарке, и некогда здесь, в близлежащей таверне, знаменитый белорусско-польский поэт Владислав Сырокомля услышал печальную историю кучера и изложил ее в стихотворении, которое после стало в России любимой песней, которую иногда там называют народной: "Когда я на почте служил ямщиком".

Мир связан не только с фамилией Радзивиллов. Последний из его владельцев, князь Василий Иванович (Базиль) Святополк-Мирский, одно время работал в США, в 1939 году вернулся в Мир, женился на графиней Рдултовской и жил недалеко в Любче, где разводил серебристых лис. Умер он вдали от Родины, согласно генеалогическим справочникам, в 1974 году.

После войны в замке прятались от непогоды местные жители, они жили в комнатах древнего дворца, надеясь, что замок будет восстановлен. На южной стене есть голова барана. И недаром существует предание - пока она сохраняется, замок будет существовать.

Еще раз оглянемся на старинную площадь Мира и - вперед, в Новогрудок, симпатичный городок и первую столицу великой державы средневековой Европы, прежнее название которого - Новогородок, Новоградок. Но не торопитесь: по пути нас еще ждут интересные места.

Одно из них - деревня Турец, бывшее местечко (происходит от слова "Тур"). Упоминается в летописях уже в XIV веке, но от прошлого у ней сохранилась только Покровская церковь - памятник второй половины XIX века. Однако, как считают некоторые белорусские исследователи, именно этот регион и составлял некогда древнюю летописную Литву. Впоследствии название это перешло на все земли Великого княжества Литовского и позже осталось в основном за бывшей Жемайтией.

Кореличи, районный центр, некогда был славен своими гобеленами. Самые знаменитые из них - из серии, посвященной роду Радзивиллов.

В окрестностях Кореличей (Гродненская обл.) работали также фарфоровые цеха, где делали красивый фаянс, здесь были суконные фабрики, мастерские, в которых изготавливали стекло. Сегодня это стекло может украсить любой музей. Но здесь прошло особенно много войн, а изделия из стекла такие хрупкие...

От Кореличей (Гродненская обл.), куда ведет по холмам петляющая дорога, шел на Новогрудок литовский князь Миндовг, изгнанный после поражения с родной земли и радушно принятый боярами Новогрудка сначала как известный воин-наемник, а после - как новогрудский князь.

Новогрудское княжество стало центром создания нового государства, которое постепенно собирало вокруг себя большие земли. Достаточно сказать, что через столетие великий князь Литовский, Русский и Жамойтский Ольгерд (1345-1377) посадил удельным князем в Киеве своего сына Владимира, который освободил от татарского ига и подчинил себе земли аж до Черного моря. Окуная копье в Черное море, он повторил этот жест в Москве, куда, по словам летописей, пришел с большим войском после угрозы московского князя Дмитрия Донского захватить и сжечь Вильно на Пасху. Он сам пришел к московскому князю и согласился не трогать Кремля только при условии большого выкупа и при том, что вместе с 300 всадниками въедет в Кремль и ткнет копьем в "ворота кремлевские...".

Миндовг, первый князь Литвы, был неординарной фигурой: он, сначала крещенный в православии, после, когда это стало ему выгодно, принял католичество и был увенчан короной короля. Но, как пишет Галицко-Волынская летопись, "крещение его было неискреннее: он тайно приносил жертвы своим языческим богам. Когда он выезжал в поле и выбегал заяц на поле, он не заходил в лес и не осмеливался даже хлыста выломать". Может, и правда так почитал Миндовг знаки богов. Но что воин он был храбрый - несомненно. Правда, его храбрость сочеталась с жестокостью и деспотизмом. Показателен такой факт из его биографии - когда умерла его первая жена, и приехала на похороны ее сестра, жена нальшанскага князя Довмонта, Миндовг попросту насильно оставил у себя женщину, чем нанес смертельное оскорбление родственнику своему, Довмонту. За что тот и отомстил через некоторое время, расправившись с Миндовгом и двумя его сыновьями.

(Продолжение следует.)

Источник: Вольга Іпатава, Паміж Масквой і Варшавай. Некалькі гістарычных маршрутаў Беларусі, - Мінск: Полымя, Бялун, 1996. - 111 с.

Перевод с беларусского.

История Европы, Беларусь, средние века

Previous post Next post
Up