Призрак минской ратуши

Apr 05, 2016 12:55

Этого человека трудно назвать героем. В том смысле, что подлинно героических поступков на его счету вроде бы и нет. Зато подвигов в духе героев Дюма-отца - сколько угодно...

Михал Володкович, во всяком случае каким его запомнили современники, был "крутым парнем". Авантюрист и забияка, дуэлянт, любитель вина и дам, храбрый воин и патриот. Типичный герой эпохи романтизма. Наверное, как организатора шумных и жестоких забав его и любил магнат и дальний родственник Кароль Радзивилл по прозвищу Пане Коханку. А еще как бесстрашного и безжалостного бойца, которого можно было натравить на любого личного врага.

О Михале Володковиче писали многие. Литературовед Адам Мальдис, польский писатель белорусского происхождения Крашевский, мемуаристы Ходька, Матушевич, приближенный Володковича Белевич... Он стал героем народных баллад, как и другие колоритные личности вроде могилевского разбойника Машеки. Володкович с братом не стеснялись отобрать надел у бедной шляхты, ударить безоружного. Все это вполне в духе того времени. Мемуаристы, которые зависели от могущественного Радзивилла, Володковича всячески обеляют, показывают невинным шутником, а то и жертвой обстоятельств.

Еще в юности Володковичу были не чужды буйные пиры. И, выпив, он каждый раз пытался вызвать на поединок дьявола или хотя бы упыря. Дело в том, что покровитель Володковича, Пане Коханку, слыл этаким белорусским Мюнхгаузеном и обожал рассказывать истории о своих победах над монстрами и демонами. Володкович не мог смириться с тем, что он - вояка хуже, и, напившись, носился ночами с обнаженной саблей по кладбищам, высматривая хоть какогонибудь монстрика. Демоны не отзывались... Но есть вещи, шутить с которыми нельзя. Возможно, дальнейшая земная (и неземная) судьба Михала этому подтверждение.

А между тем Михал Володкович даже какое-то время управлял Минском! Было на это его собственное волеизъявление... Но Минск обладал Магдебургским правом, то есть самоуправлением и потому Володковича не хотели допускать к власти. По легенде он пожаловался другу Радзивиллу, тот привел в ратушу солдат...
То, что Володкович получил власть, стал «"трибунальским подскарбником", повлияло на его характер в лучшую сторону только на некоторое время. Вскоре лихие дебоши продолжились... И однажды Михал, зайдя в костел (нынешний кафедральный собор в Минске), услышал, как ксендз Облочинский изобличает его недостойное поведение. Володкович поклялся отомстить.

И во время следующей церковной службы прихожане услышали, что со стороны площади доносится невероятный шум. Стараниями Володковича на площади оказались дрессированные медведи из Сморгонской "медвежьей академии", обезьяны и наряженные цыгане. Посреди площади стоял воз, на возе - бочка с вином. На бочке сидел Михал Володкович, который приглашал всех желающих отведать халявного алкоголя. Как вы думаете, кто после этого остался на службе в костеле?..

Впрочем, далеко не все поступки Володковича были столь невинны. Например, при неудачной встрече с ним можно было получить на месте "приветствие" в сто одну плеть - обычная Володковичева порция, выдаваемая его верными гайдуками. Не щадил буян даже шляхту... И вот один из таких избитых, бедный сосед Володковича, у которого дебошир отобрал родительский надел, подал на него в суд. И Володковича осудили - далеко не все были сторонниками Радзивилла и его неуправляемых клевретов. В результате Володкович накинулся с саблей на трибунал, ранил одного из депутатов да еще, по свидетельствам, рубанул со страшными ругательствами по распятию... А по дороге домой разогнал похороны с монахами-доминиканцами, забрал музыкантов, навестил гауптвахту, побил окна в домах трибунальцев...

Однако его схватили, причем Володкович не преминул устроить побоище с руганью, когда его вытаскивали из зала суда, ухватился за дверные косяки так, что вырвал их. Его посадили в подвал ратуши на цепь. Михал не верил, что с ним осмелятся что-то сделать, даже когда ксендз Облочинский пришел его исповедать перед казнью. Но дебошира в ту же ночь расстреляли. Ему не было и тридцати лет.Случилось это в 1760 году.

Далее появилась легенда, что он стал привидением и его неприкаянная душа поселилась в ратуше. Во всяком случае, есть достаточно много свидетельств того, что видели Володковича выглядывающим из окон этого здания.

Образ Михала Володковича, авантюриста и забияки, жестокого и бесстрашного, неоднократно появлялся на страницах произведений белорусских авторов.

* * *

Источник: книга Людмилы Рублевской "Рыцари и дамы Беларуси" (Минск, 2013 г.).

Минск, Беларусь, XVIII век, персоналии, авантюристы

Previous post Next post
Up