Feb 05, 2016 16:36
Одним из определяющих ситуацию и в то же время чрезвычайно болезненным для Крыма оказался вопрос о его взаимоотношениях с Украиной. Центральная Рада, все более дистанцировавшаяся от центра, проявляла в то же время и все большее желание втянуть в орбиту своей "самостийности" Крымский полуостров. Общественный комитет (с представительством от кадетов, эсеров, РСДРП), учитывая активизацию Рады и возможность отрыва от центральных районов, счел нужным постановить: "Признав невозможным включение той или иной местности в состав какой-либо автономной территориальной единицы без ясно выраженного желания населения данной местности, обратить внимание Временного правительства на то, что вопрос о включении Таврической губернии в состав автономной Украины не разрешен ни одной из общественных организаций губернии, и что поэтому его разрешение Временным правительством преждевременно".
Однако рядовое население, с ухудшением своего положения, с ростом неуверенности в наступающем и тревоги, стало в значительной своей части благоволить к Украине, которая, как казалось, может принести спокойствие и сытость.
В июле губкомиссар Богданов получил телеграмму за подписью генерального секретаря Рады по внутренним делам В.К. Винниченко с предложением прибыть на "предварительное краевое совещание" 25-го числа. В Крыму это было расценено как вмешательство в его внутренние дела. Бюро губернского комитета 14 июля, "обсудив вопрос и принимая во внимание, что Губернский комиссар не получал от Временного Правительства никаких указаний на включение Таврической губернии в состав будущей Украины, что и по существу вопроса включение Таврической губернии, весьма пестрой по национальному составу, с меньшинством украинского населения, является нежелательным, и что даже в северных уездах, где можно предполагать численное превосходство украинцев, вопрос этот не возникал или был решен отрицательно, постановило: представителей от Таврической губернии на краевое совещание не посылать".
Политика Рады провоцировала ответную реакцию определенных кругов в Крыму. С августа все чаще стали звучать требования украинизации Черноморского флота. Делегация мусульман (Дж. Сейдамет и А. С.-А. Озенбайшлы) в июле "прощупывала" Раду. Орган Муисполкома сообщал:"Украинскую Раду посетила депутация мусульман,обратившаяся с просьбой поддержать их стремление к установлению автономии Крыма. Мусульмане выражают пожелание о территориальном присоединении Крыма к Украине.
Мусульмане представили Раде докладную записку, основные пункты которой: сконцентрирование всех мусульман-солдат, находящихся в Крыму и вне Крыма, - в Симферополе,образование из них отдельного войска; при штабе округа должен быть мусульманский комиссариат; командный состав должен состоять из мусульман, точно так же и врачебный персонал в лечебных учреждениях; командир полка должен избираться мусульманским исполнительным комитетом".
Генеральный секретариат, "обсудив домогательства мусульман... не согласился с некоторыми из них, признав вообще преждевременным предпринимать шаги перед центральным правительством до разрешения вопроса о территории Украины".
* * *
Источник: (Серия "Проект "Украина") Вячеслав Зарубин Крым в годы смуты (1917-1921), изд-во "Фолио", 2013 г.
крымские татары,
Украина,
межнациональные отношения,
1917 год,
Крым,
ХХ век