Jan 18, 2016 18:51
Вообще говоря, само выражение "люксембургское еврейство" представляется несколько спорным. Ведь если в какой-то стране проживают немножко евреев, это не означает, что они являются отдельной группой, заслуживающей особого рассмотрения. Действительно, в Люксембурге насчитывается 1200 евреев - скорее всего, даже меньше, чем в московских Черемушках.
Но в Люксембурге населения-то около 550 тысяч человек, так что 1200 представителей рода человеческого - величина довольно заметная. Как говорится, маленькая страна - вот и евреев мало. Так что для жителей Великого Герцогства Люксембург тысяча двести евреев представляется величиной не только не малой, но для отдельных антисемитов, наверное, даже и великоватой.
Впрочем, в список стран, отмеченных пылким антисемитизмом, Великое Герцогство не включено.
На самом деле евреи появляются в местных хрониках в XIII веке, о чем свидетельствуют также древняя синагога и кладбище.
Во время эпидемии чумы в следующем веке имел место еще и большой погром, во время которого, одних убили, а остальных изгнали из страны. Так что к началу XV века в Люксембурге оставалось всего 2 (так!! Две!!!) еврейские семьи. Зато в XVI веке там поселились марраны. Понятно, что с Пиренейского полуострова, где, понятно, приняли католичество.
Понемногу какое-то количество евреев (не марранов, а евреев как таковых, и к тому же ашкеназов)в стране подкопилось но в середине XVI их опять из страны изгнали. И до конца XVIII века никаких евреев, кроме марранов, в стране не осталось. Но тут нахлынули иудеи из Лотарингии. То ли надоело властям их изгонять, то ли из-за того, что на герцогство наложила руку Франция, но пребывание евреев в Люксембурге стало узаконеным, да так и осталось на последующие времена. Община стала крупной: аж 75 душ. А в начале ХХ века за счет переселения евреев из Германии - 1171 человек, а затем это число почти утроилось, когда к власти в Германии пришел некто Гитлер. Естественно, после начала Второй Мировой Люксембург был оккупирован и стал обычной частью Германии, так как, с точки зрения немецких властей, его населяли немцы.
Но весь фокус в том, что сами люксембуржцы считают себя ярко выраженным отдельным народом. И на гербе их написано: "Мы хотим остаться теми, кто мы есть!".
А потому немецкие распоряжения встречались саботажем, больше похожим на действия голландцев или датчан, чем на железную дисциплину подданных Третьего Рейха. Большинству евреев, разумеется помогли бежать в соседнюю Францию. Но 700 человек немцы все же смогли арестовать, и выжило из них 35. После войны герцогское правительство помогло восстановить жизнь еврейской общины.
И все же... Кем же все-таки считать марранов? Так вот: в изданной правительством книге о Люксембурге говорится, что город превратил "в самую неприступную в Европе крепость" испанский еврей - военный инженер де Трайбак, "... предки которого смогли вернуться к вере отцов на земле Люксембурга". Дворянство же (с частицей де и сопутcnвующими ей привилегиями) подтвердил сам великий герцог.
* * *
Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 272 с. - (История. География. Этнография.).
История Европы,
межнациональные отношения,
евреи,
Люксембург