Первый конфликт крымских татар и Временного правительства. Лето 1917 года

Jan 07, 2016 03:18

Первым "смотром" национальных сил и возможностей, поводом для которого послужил конфликт Мусисполкома с органами Временного правительства, стали события июня-июля 1917 года. Их стержнем явилась проблема создания чисто этнических (или одноконфессиональных) военных соединений, убежденнейшим сторонником чего выступал муфтий Челебиев. С такой просьбой муфтий обратился к военному министру еще 17 мая, предложив перевести в Крым запасные тыловые части Крымскогоь конного полка. В июне крымско-татарская делегация предприняла "разведывательную" миссию в Петроград, но столкнулась там с полным безразличием к своим проблемам. После этого, 18 июня, началось сведение всех солдат-татар Крыма в единый комплекс.

На самом деле формирование сугубо национальных по составу военных единиц мотивировалось следующими обстоятельствами: необходимостью соблюдения мусульманских обрядов и обычаев, жизненно важных для верующих крымских татар (намаз, праздники, запрет на свинину и пр.), что невозможно в смешанных частях, ростом всевозможной уголовщины, примером украиницев.

Вот какой была хронология последовавших событий.

4 июля. В связи с намерением властей включить 1-й крымско-татарский батальон в состав 32-го пехотного полка Мусисполком и ряд других татарских организаций, солдаты-татары выражают ответное намерение оставить батальон в Крыму для защиты населения от асоциальных элементов.

13 июля. Симферопольский совет рабочих и солдатских депутатов (СРиСД), в лице помощника губкомиссара П. С. Бобровского, предлагает прокурору Симферопольского окружного суда возбудить уголовное дело против муфтия Челебиева, подстрекающего солдат не отправляться на фронт. Челебиев отрицает обвинение.

23 июля. Челебиев был арестован контрразведкой и увезен в Севастополь вместе с командиром татарского батальона прапорщиком Шабаровым.

Есть данные, что на самом деле Челебиев действительно агитировал солдат расходиться по домам в связи с мусульманскими праздниками, и это вызвало неудовльствие Исполнительного бюро общественного губернского комитета при губкомиссаре и самого губкомиссара, кадета Н. Н. Богданова, настаивавшего на привлечении муфтия к ответственности. Но к аресту, как уверял поже Богданов, он никакого отношения не имел. В то же время донос в контрразведку с обвинениями Челебиева в контактах с враждебной Турцией направила группа крымских татар-традиционалистов. Видимо, єто обстоятельство и послужило поводом для ареста.

Известие о случившемся вызвало массовый взрыв возмущения крымских татар. На имя властей посыпались телеграммы протеста с фразами типа "Первый народный Муфтий", "Наш обожаемый Таврический Муфтий" и т.п. Страсти разгорелись нешуточные. На улицах Симферополя - у здания губернского правления, где шли бурные заседания всевозможных организаций, у тюрьмы, где по слухам содержался муфтий, - группировались возбужденные солдаты-татары, съезжавшиеся со всех концов Крыма представители татарского населения.

24 июля. С утра этого дня (и до 8 августа)в Таврической губернии были запрещены митинги, собрания, шествия и вообще скопления народа. Все же в середине дня контрразведка освободила Челебиева и Шабарова. В Симферополе муфтия ожидала восторженная встреча. П. С. Бобровский и П.И. Новицкий съездили в Севастополь, где контрразведчики признали, что для ареста не было оснований.

Таким образом, Челебиев был признан страдальцем за народное дело, а кадеты в лице Н. Н. Богданова обрели статус врагов крымскотатарского народа. Мусисполком потребовал отставки губкомиссара, но она произошла только в ноябре, когда ситуация была уже совсем другой.

* * *

Источник: (Серия "Проект "Украина") Вячеслав Зарубин Крым в годы смуты (1917-1921), изд-во "Фолио", 2013 г.

крымские татары, 1917 год, Крым, ХХ век, социальные волнения

Previous post Next post
Up