Dec 22, 2015 12:01
Пожалуй, только так называемая "футбольная война" в Центральной Америке своим возникновением в большей мере обязана спорту, чем конфликт в бывшей Югославии. В Белграде и Загребе лозунг "О спорт, ты - мир!" приобрел в конце восьмидесятых годов ХХ века не казенный, как в СССР, а откровенно издевательский характер. Вообще сербам, хорватам, боснийцам, черногорцам свойственно ощущение спортивного превосходства, здесь самому понятию состязательности придается особое значение, так как даже сама жизнь многими воспринимается как соревнование. Для очень многих южных славян спорт - это их стихия, предмет их гордости, а в последние десятилетия еще и повод для утверждения в политике.
Югославская война началась не из-за футбола, спорт в данном случае просто дал повод для всплеска ненависти.
Югославская война просто началась и закончилась на футболе.
13 мая 1990 года на стадионе "Максимир" в Загребе местное "Динамо" принимало белградскую "Црвену Звезду". Вместе с командой из Белграда приехали полторы тысячи "зажигательных" болельщиков - "делий". Ими предводительствовал Желько Ражнятович Аркан, один из заметных персонажей кримнального мира, впоследствии - известный сербский полевой командир, в конце концов погибший страшной смертью в холле белградского отеля "Хайат" (киллер просто изрешетил его пулями). Но тогда все это было еще впереди. А 13 мая футболистам не суждено было наиграться: на поле высыпали разогретые спиртным и патриотическими речевками болельщики, затем в дело вмешалась вооруженная дубинками милиция, а позже к потасовке присоединились и спортсмены. Пролилась первая кровь первой из протянувшихся на десятилетие югославских войн.
В тот вечер на стадионе "Максимир" родился герой номер один борьбы за независимость Хорватии - динамовский полузащитник Звонимир Бобан, будущий капитан национальной команды и игрок средней линии итальянского клуба "Милан", а также будущий кавалер хорватской "Медали благодарности Отечества".
(А первой жертвой войны, которую в Хорватии называют отечественной, меньше чем через год после драки на стадионе "Максимир" стал юноша, при жизни неизвестный широкой публике, - 21-летний полицейский Иосип Йович, обычный паренек, застреленный якобы сербскими сепаратистами на рассвете 31 марта 1991 года во время патрулирования Плитивицких озер. Йовича практически канонизировала туджмановская пропаганда, превратив в почти религиозного мученика, хотя много позже загребский еженедельник "Глобус" опубликовал свидетельства сослуживцев Йовича, в роковой день стоявших слева и справо от него в оцеплении: по их утверждениям, парень погиб вовсе не от руки "сербского террориста", а от случайной пули, пущенной своим же товарищем. Легенда поблекла и миф умер - через несколько лет после гибели Йовича.)
Подвиг Звонимира Бобана оказался долговечнее. Во-первых, сцену драки на стадионе "Максимир" зафиксировало телевидение: симпатичный парень в спортивных трусах колотит югомилиционера в мешковатой оливковой форме. Во-вторых, поступок Бобана дал повод хорватским политикам для отождествления спортивной и воинской доблести, в буквальном смысле приравнял футбольные бутсы к штыку и гранате. Поэтому уже никого не удивляло, что после Олимпиады в Барселоне в 1992 году обладателей серебряных медалей, баскетболистов хорватской сборной встречали в Загребе не просто как героев-спортсменов, а как вернувшихся с поля боя витязей, буквально смотревших в лицо смерти.
В хорватском баскетболе тоже нашелся свой показательный герой-патриот, подобный Бобану, только еще лучше. Лидера сборной Дражена Петровича местные журналисты за его действительно выдающийся талант называли "бескетбольным Моцартом". Он первым из европейских баскетболистов сделал успешную карьеру в НБА - в целом неплохо выступал за команды "Портленд Трейл Блезерс" и "Нью-Джерси Нетс". Увы, путь его оказался недлинным - Петрович погиб в автокатастрофе в Германии в июне 1993 года. Из живой легенды Петрович превратился в легенду вечную. Его могила на столичном кладбище "Мирогой" прератилась в место паломничества. Пресса превратила ушедшего из жизни во цвете лет талантливого спортсмена в практически идола, поклоняться которому предлагалось всем патриотически настроенным любителям спорта.
(Продолжение следует.)
* * *
Автор: Андрей Шарый.
Источник: Шарый А. После дождя. Югославские мифы старого и нового века. - М.: Новое литературное обозрение; 2002. - 240 с., илл.
Экс-Югославия,
межнациональные отношения,
футбол,
Сербия,
ХХ век,
спорт,
Хорватия