Nov 12, 2015 17:45
Мусульманские святыни Сараева тоже не остались без австро-венгерского внимания. Имперские архитекторы возвели взамен обветшавшего старого новое здание Исламской общины. На площади у Башчаршии появился себиль, фонтан для путников, построенный со всем уважением к исламским традициям. Главная сараевская мечеть Гази Хусрев Бег возведена еще в 1530-31 годах. Гази Хусрев, родившийся в Греции сын сультанской дочери и боснийского торговца, просидевший наместником в Сараево три десятилетия и рядом со "своей" мечетью похороненный, был видным полководцем: разбил армии венгров и венецианцев, железной рукой подавлял крестьянские восстания. Комплекс мечети, ему посвященной, сгорел при взятии города войсками Евгения Савойского, был поднят из пепла лет через 70, но при установлении императорской власти снова пострадал и вновь был восстановлен в 1886 году. Сараевские муэдзины до сих пор созывают верующих на предвечерний намаз в эту мечеть, только теперь часы молитвы возглашаются в записи, а под зеленым флагом ислама на минарете видны репродукторы.
Вообще Австро-Венгрия, как могла, противодействовала идеологии объединения южных славян и пестовала теорию "боснийской идентичности". Особенно старательно продвигал эту теорию императорский министр финансов венгр Беньямин Каллаи, надзиравший за Боснией и Герцеговиной с 1882 по 1903 гг. Министр Каллаи обрел союзника в лице сараевского интеллектуала Мехмед-бега Капетановича, который в 1891 году начал издавать газету "Босниец". К тому времени также была разработана грамматика боснийского языка на латинице и кириллице. Но губительный для монархии процесс национальной идентификации, как выяснилось, позже, протекал и на южнославянских землях быстрее, чем те преобразования, которые предначертала образцовой колонии императорская рука. Свои неполные австро-венгерские полвека Босния вспоминает теперь скорее с добродушной благодарностью, чем с неприязнью или безразличием. Но сами Габсбурги, принесшие на Балканы и европейский лоск, и дворцы, и банки, и даже электрический трамвай, так и остались для боснийцев чужими, не успев как следует закрепиться в общественном сознаниии и коллективной памяти.
Даже для образованных горожан австро-венгерская власть оказалась еще более далекой, чем турецкая. На "административном" немецком языке империи в Сараеве говорили единицы, мода на оперу и оперетту в мусульманском обществе что-то не прививалась. Как и англичане и французы в своих заморских владениях, колониальная администрация в Боснии во многом стралась для самой себя: в Сараево, Мостар, Травник по частичке переносили уже привычные в Центральной Европе комфорт и культурные навыки. Для боснийских сербов, хорватов и мусульман Вена и Будапешт оставались едва ли не инопланетной цивилизацией. Лощеные господа в щегольских мундирах с тонкими усиками и их спутницы в изящных нарядах и с легкими зонтиками - что общего они имели с боснийскими горами, балканской землей и привольным небом?
Некоторые историки считают, что австро-венгерская оккупация спасла боснийских мусульман от исчезновения, ведь из независимых Сербии и Черногории они были к концу XIX века выдавлены. И это правда: ключом для завоевания территорий для Габсбургов была лояльность, а не изнание завованных ими народов.
Вообще императора-короля старые боснийцы, не забывшие услышанные в детстве рассказов бабушек и дедушек, по старой привычке еще иногда называют на южнославянский манер "Цар Франьо". В лавках Башчаршии можно купить гипсовый бюстик Франца Иосифа. Шарль Дилль поэтически написал об этих краях: "Здесь оттоманское море разбилось о славянский берег". Тут изнемогла и габсбургская колониальная волна. Сараево застряло между Востоком и Западом, куда не вытолкнули его ни католический император, ни православный король, ни безбожник-коммунист. Сараево остается вторым после Стамбула по численности жителей мусульманским городом Европы. По улицам этой столицы фланируют парни с широкими славянскими лицами, Ибрагимы и Ахмеды. Они ухаживают за скромными смуглянками, которым по моде восьмидесятых-девяностых часто даны больше западные, слегка опереточные для русского уха имена: Сабина, Сильвия, Сильвана. Жизнь молодежи кипит вдоль оси неширокого центрального проспекта, одной оконечности которого уже вернули историческое название - Ферхадие, а у другой исторического названия еще не отобрали - маршала Тито. Добродошли (добро пожаловать)в Сараево!
* * *
Источник: Ярослав Шимов, Андрей Шарый Австро-Венгрия: судьба империи. - Серия: Города и люди. Изд-во "Колибри", 2015.
Австро-Венгрия,
История Европы,
Босния и Герцеговина,
Балканы,
ХХ век,
архитектура,
политическая история