Львов 1970-х годов: джинсы, рок-музыка, очереди... Часть 3

Nov 06, 2015 01:20

В 1970-х началась еще и первая волна польского коммивояжерства, причем не только во Львов, но и в другие города, где у поляков оставались родственники. Тогда лишь одиночки приезжали из Польши как туристы, а остальные ехали навестить родственников и заодно попытаться провернуть свой маленький бизнес. Поляков приезжало много, а потому на автозаправочных станциях, стоянках и просто вдоль трассы, ведущей в Польшу, всегда слонялось много детишек, выпрашивавших у чужеземных гостей жевательную резинку. Неприятно это признавать, но тогдашние взаимоотношения между поляками и украинцами очень напоминали поведение европейских колонизаторов, которые приплывали в только что открытые земли для того, чтобы продать аборигенам разную чепуху. Действительно, в то время в СССР еще никто не изготавливал жевательную резинку, и почти никто еще не был знаком со вкусом кока-колы, которую в Польше уже вовсю производили. А ведь детям было страшно интересно все это попробовать! Подростков же и молодежь, естественно, больше интересовали модные шмотки: джинсы, футболки, кроссовки и солнцезащитные очки "капли", которые на Западе носили все, от звезд рок-музыки до натовских генералов.

Эта торговля с поляками по большому счету была лишь нижней планкой отношений львовян с ближайшей заграницей. Верхняя планка - это интеллектуальное влияние Польши с помощью телевидения, радио и прессы на сознание, стиль жизни и вкусы жителей Львова. Почти в каждом киоске Львова можно было приобрести польские журналы, которые,без особого преувеличения, были в ту пору нашим окном в мир, а не просто прорехой в железном занавесе. "Przekroj" считался журналом для интеллектуалов, а наиболее популярным женским журналом был "Kobieta i Zycie". Мужчины же приходили в восторг от еженедельника "Panorama", прекрасно иллюстрированного издания с обязательной эротической фотографией на предпоследней странице. Также в каждом номере шла подборка новостей из мира музыки, и именно в "Панораме" львовяне могли увидеть фотографии звезд рок-музыки и прочитать информацию о тех же "Дип Перпл" или "Блэк Саббот" значительно раньше, чем прослушать их записи. Начиная с середины семидесятых постоянно рсла популярность молодежных изданий - газеты "Sztandar Mlodych" и еженедельника "Na Przelaj". Все любители современной музыки в ту пору высоко ценили чешский журнал "Melodie" и гедеэровский "Melodie und Rhythmus". Тем не менее, молодежь, которая читала эти издания (и, кстати, попутно совершенствовала свои знания польского, чешского и немецкого языков), с высоты своих знаний уже была способна критично и скептично оценить статьи о роке в журнале "Ровесник", едва ли не единственном источнике информации о зарубежной музыке в советской прессе.

Отечественное телевидение позволяло нам раз в год полюбоваться на фестиваль в Сопоте, а с середины 1970-х годов начала выходить передача "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", во время которой приходилось смотреть с десяток разномастных Бисеров Кировых и Кареллов Готов, чтобы в самом конце увидеть одну песню "Аббы" или "Бони М". В сентябре 1978 года показали аж 40-минутный концерт "Аббы", это была просто бомба!! Да, в ту пору подростки знали, что такое "Ватерлоо" не из истории, а из музыки. Одним из главных преимуществ Львова перед восточными областями Украины была возможность почти беспрепятственно смотреть польское телевидение. Мы уже тогда имели возможность посмотреть многие шедевры мирового кино, недоступные тогда широкому советскому зрителю. Мы уже тогда смотрели многие важные концерты звезд джаза и рок-музыки. В общем, мы уже тогда имели возможность прикоснуться к качественно иной культуре. Один из примеров того, как чиновники и партийные функционеры боялись этой культуры - запрет студентам смотреть польское телевидение в общежитиях. Проректор консерватории по идеологической работе не поленился лично залезть на крышу консерваторской общаги и лично срезать телеантены, нацеленные на Польшу.

На семидесятые годы также пришелся расцвет моды на транзисторные приемники, так что мы могли слушать свою любимую музыку не только дома, но и на улице, в парке, у озера... - в общем, где угодно. В 1974 году на польском радио появилась новая программа - "Lato z radijem". Этот трехчасовой блок можно было слушать, что называется, на одном дыхании - новейшие музыкальные хиты, погода, радиосериалы, юмор, новости - все было интересным, без серобетонного официоза и шаблонности, без надоевших всем новостей о битвах за урожай и рекордах сталеваров. Все же для подлинных фанатов популярной музыки этого было оооочень мало, и они начали открывать для себя программы Radio Luxemburg, музыкальные программы румынской службы радио "Свободная Европа", концерты по заявкам на "Голосе Америки", а несколько позднее - наполненные юмором и сарказмом программы Севы Новгородцева на Би-Би-Си.

Вообще в 1970-е годы советские партработники неоднократно называли Львов самым опасным в идеологическом смысле городом Советского Союза. Львовская область являлась регионом, где на душу населения приходилось наибольшее количество действующих церквей во всем СССР. Во Львове упорно разговаривали по-украински в то самое время, когда, по словам коммунистического идеолога М. А. Суслова, должно было произойти полное стирание различий между народами, и они должны были слиться в единый советский народ с общим языком межнационального общения, естественно, русским. Львов был городом, где еще не успели забыть о случаях,подобных произошедшему уже после войны с неким паном Лабусом. Он сидел на лавочке в одном из парков Львова и читал газету "Свободная Украина". К нему подсел некий добродушно-участливый пан и спросил: "Что, "Свободную Украину" читаете?", на что пан Лабус задумчиво ответил: "Да, свободная, была когда-то...". Все, во Львов пан Лабус вернулся только через 7 лет лагерного срока. Пресмыкательство местных властей перед Москвой приводило к более сильному, чем в других местах, идеологическому прессингу. Например, в 1973 году всесоюзная фирма звукозаписи "Мелодия" совершенно непонятным образом решилась издать записи украинских колядок в исполнении знаменитого певца Ивана Козловского, да еще и с подлинными текстами. Записи колядок свободно продавались по всей территории СССР, но только во Львове обком партии распорядился изъять все эти пластинки из продажи.

(Продолжение следует.)
* * *
Автор - Илько Лемко.
Источник: Ілько Лемко Львів понад усе. - 2-ге вид. доп. - Львів: «Піраміда» 2007. - 188 с.
Перевод с украинского - наш собственный.

СМИ, рок-музыка, Польша, Львов, 1970-е годы, жизнь и быт, ХХ век, История Украины

Previous post Next post
Up