Кузьминки и Люблино

Sep 08, 2015 01:34

На рубеже XIX - XX веков до Люблино уже можно было доехать из Москвы за 20 минут на поезде, но поезд туда ходил два раза в день: в половине двенадцатого и в половине четвертого. На станции приехавших уже ждал местный гужевой транспорт, чтобы доставить в Кузьминки. Но умные люди услугами этого транспорта не пользовались, поскольку на конечный пункт прибыли бы серыми от пыли и одуревшими от тряски. Да и самого Люблино с прекрасным усадебным зданием они бы не увидели. В начале XIX века Люблино принадлежало богачу Н. А. Дурасову, которого вместе с родственниками Мельгуновыми и Козицкими называли "евангельскими богачами" за доброту, но в то же время за барски широкую жизнь. Отец Н. А. Дурасова был женат на дочери Мясникова, одного из богатейших людей в Российской империи того периода: 76 тысяч крепостных, медные и железные заводы, большие денежные накопления и т.д. Со временем все эти богатства перешли к владельцу Люблино. И возникли здесь крепостной театр (его здание сохранилось, это дом 6 по летней улице), крепостной оркестр, обширные оранжереи, в которых росли даже экзотические растения.

С годами крепостные были освобождены, барский дом опустел, а в Люблино появились дачи. Дачники собирали грибы и ягоды, а под вечер собирались в танцевальном павильоне. Иногда самые неутомимые из них добредкали до Кузьминок, до которых по лесу было всего 3-4 километра.

На самом деле название "Кузьминки" эта местность получила не сразу. Поначалу оно называлось Мельницей. Находилась эта мельница около плотины, разделявшей два пруда. Потом по имени одного из мельников, некоего Кузьмы, возникшее здесь село стали называть Кузьминки. Впрочем, по другой версии, местность получила название от находившегося здесь храма Козмы и Дамиана. Праздники в честь этих святых в народе называли Кузьминками. Именовали это село еще и Влахернским, так как здесь находилась церковь в честь Влахернской иконы Божией матери. Но название Влахернское не прижилось.

Когда-то Кузьминки принадлежали князьям Голицыным. Ходили легенды, что один из этих князей, из-за того, что друзья прозвали его мельником, приказал снести мельницу у плотины.Барский дом возвышался на пригорке у пруда. В конце XIX века в доме уже жили дачники, а последний хозяин, вице-президент Императорского скакового общества С.М. Голицын переехал в другое свое имение, Дубровицы под Подольском.

На другой стороне пруда находилось большое каменное здание Скотного двора, в котором с 1889 года размещалась земская больница. За ней можно было увидеть небольшую будочку с флагом, служившую буфетом. Почему-то :-) многим из местных жителей не нравилось то, что в буфете ввели собственные таксы на услуги и товары. Получалось, что в буфете надо было втридорога платить даже за банальный самовар кипятка. И все это благодаря монопольности, которой пользовался местный буфетчик. Второго ( а то и третьего) буфетчика поблизости просто не было.

Источник: Г. В. Андреевский Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX - ХХ веков. М. : "Молодая гвардия", 2009 г.

История Москвы, жизнь и нравы, XIX век

Previous post Next post
Up