Университетские профессора как зачинатели Реформации

Aug 30, 2015 11:48

В старину географическое положение и академические достижения университета были не единственными критериями, которыми руководствовались студенты при выборе места учебы. Начиная с XVI века они должны были учитывать и то, является ли данное учебное заведение католическим или протестантским.

Джон Уиклиф (1320 или 1324 - 1384), выпускник Оксфордского университета, богослов, первый переводчик Библии на среднеанглийский язык, автор ряда сочинений, посвященных вопросам логики и философии, профессор в Оксфорде. Проповедовал реформы в Церкви, в 1376-1377 годах читал курс лекций, в которых осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни Его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью.Быстро встал во главе антиклерикального и антипапского движения.Проповедовал возврат к Библии как к единственному источнику веры.
После поражения крестьянского восстания 1381 года придворные и дворянство отошли от Уиклифа. Под давлением Кентерберийского архиепископа Оксфордские богословы осудили 12 его тезисов, признав их еретическими. Уиклиф и его последователи были изгнаны из Оксфордского университета, а затем отлучены от церкви. После этого Уиклиф скрылся в Латтерворте, где занимался переводом Библии на среднеанглийский язык и написал свой главный труд «Триалог», в котором изложил свои реформаторские мысли. 31 декабря 1384 года Джон Уиклиф умер от инсульта.

Своими учеными трудами Виклиф высек ту искру, из которой впоследствии разгорелся костер Реформации. Идеи Уиклифа были подхвачены деканом богословского факультета Пражского университета Яном Гусом и его последователями гуситами. В 1415 году по решению Констанцского собора Уиклиф и Гус были признаны еретиками, в результате чего Ян Гус был сожжён на костре, а учение Уиклифа было запрещено и изгнано из университетов.

Профессор Витенбергского университета Мартин Лютер (1483 - 1546) в 1515 году начал писать кормментарии к Посланиям апостола Павла и постепенно пришел к выводу, что спасение возможно единственно через веру. В 1517 году он предал гласности "95 тезисов", которые ознаменовали собой начало Реформации. Вице-канцлер университета Ингольштадта Иоганн Экк (1486-1543) раскритиковал тезисы Лютера о недопустимости индульгенций. Знаменитый лейпцигский диспут велся сначала между Экком и Карлштадтом (с 28 июня 1519 года), потом - между Экком и Лютером. Выгодное впечатление производили громкий голос Экка, его самоуверенность, отсутствие сомнений, находчивость и спокойствие, с которыми он заманил Лютера в ловушку. На стороне Экка были лейпцигские профессора, говорившие, что он разбил Лютера и Карлштадта.

Вскоре папа Лев Х обвинил Лютера в ереси и дал ему 60 дней на отречение от своих заблуждений. Однако этого не произошло, и в 1520 году буллу об отлучении составил Пиетро из дома Аккольти. Тогда 25 декабря 1520 года Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.После этого Виттербергский университет окончательно превращается в очаг сопротивления верхушке Католической церкви.

Император Карл V вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где Лютер проявил большую стойкость. Лютера отпустили из Вормса, согласно императорской охранной грамоте, но через месяц, в мае 1521 г., последовал Вормсский эдикт, осуждавший Лютера как еретика. На обратном пути Лютер был захвачен ночью рыцарями курфюрста Фридриха Саксонского и спрятан в замке Вартбург; некоторое время его считали погибшим. Лютер прятался в замке с 1520 по 1521 гг. Там ему якобы являлся дьявол, но Лютер (вместе с единомышленниками) приступает к переводу Библии на немецкий язык.

В то же самое время еще один профессор, глава кафедры греческого языка в Виттенбергском университете и личный друг Лютера Филипп Меланхтон написал трактат Loci communes (1521), ставший первым систематическим изложением лютеранской теологии, в значительной степени определившим её дальнейшее развитие. Меланхтон также был основным автором Аугсбургского исповедания (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) - самого раннего из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющего богословской нормой для лютеран. Лютер предназначал его себе в преемники, и после смерти Лютера (1546 год) Меланхтон действительно встал во главе лютеранства. После своей смерти Меланхтон был погребен рядом с могилой Лютера.

Ученики неистовых профессоров, провозглашавших новые идеи или боровшихся с ними, должны были решать, на чьей они стороне, тем более, что Реформация вскоре вышла за рамки чисто богословских споров.

Подготовлено по книге Е. В. Глаголевой "Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения" (М., "Молодая гвардия", 2014 г.)

История Европы, история религии, Англия, история образования, Реформация, протестантизм, Германия, лютеранство

Previous post Next post
Up