Непроста ты, судьба конвертанта...

May 18, 2015 18:19

Начнем разбираться в этой интересной теме с замечания, что многие видные представители иудаизма весьма неоднозначно относились к тому, что бывшие приверженцы других конфессий вдруг решили принять иудаизм. Например,великий рабби Шломо Лурия высказался по этому поводу достаточно однозначно: "Пусть семя Израиля продолжает жить и занимать свое собственное место среди народов во все дни нашего изгнания и пусть чужие, те, кто не из нашего народа, не присоединяются к нам". Он сказал эти слова в XVI веке, и, судя по всему, подвигло его на это, среди прочего, еще и соображение, что евреи не смеют облегчать своей ноши, перекладывая хотя бы часть ее на плечи других. Нет, формально входных ворот в иудаизм вроде бы никто не закрывал. Но с каждым, кто хочет туда войти, надлежало тщательно беседовать, семь раз отговаривая от такого шага и объясняя всю тяжесть избранной судьбы.

Вообще же во многих местах средневекового христианского мира уход из своей первоначальной религии рассматривался как преступление, достойное смертной казни. Причем казнить стремились не только отступника от веры, но и того, кто ему разрекламировал положительные черты другой веры. Поэтому в очень многих случаях те, кто отваживался сменить веру, старались сбежать в какую-нибудь другую страну, лучше - в иноверную, где мнение христиан мало кого интересовало. Интересно то, что среди изменивших свою религиозную идентичность всегда было немало священников и монахов. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, они были зачастую подлинно религиозными людьми, потому если уж пришли к мысли об истинности того или иного вероучения, то уже со своего пути старались не сходить. Во-вторых, люди они были во многих случаях образованные, потому могли черпать ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ в первоисточниках. Один из первых случаев такого рода - придворный священник французского короля Людовика Благочестивого отец Бодо принял иудаизм в 840 году, бежал в Испанию, принял имя Элеазар и стал писать полемические антихристианские сочнения. Также он все время убеждал халифа Кордовы принудить местных христиан к переходу в иудаизм. Есть данные, что халиф поначалу с интересом отнесся к этому предложению, но потом все-таки взялся за обращение этих людей в ислам.

В 1312 году священник отец Вициллий из города Майнц в Германии написал ряд произведений, в которых доказывал истинность иудаизма. По мнению ряда историков, именно этот прозелитский пыл бывшего падре и привел к изгнанию евреев из города.

В XIV веке евреи Арагона переправили на остров Мальорку группу немцев, ставших иудеями. Дело раскрылось, но евреи отделались крупными штрафами. И это еще, что называется, легко отделались...

* * *

Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 272 с. - (История. География. Этнография.).

межконфессиональные отношения, иудаизм, Европа, евреи, Средние века

Previous post Next post
Up