May 08, 2015 20:12
Эта, на первый взгляд, странная фраза связана с тем, что именно евреев искали в Японии миссионеры-христиане, начинавшие проникать в страну еще до того, как в 17 веке был введен жесткий запрет на въезд иностранцев (кроме голландцев) в Японию.
Во-первых, эти миссионеры везде искали потерянные десять колен Израилевых, а во-вторых, кое-кто из европейцев уже тогда заметил антропологическую разницу между японцами разных сословий. У выходцев из простонародья как правило были нормальные монголоидные лица с плосковатым носом, а вот у знати отмечались орлиные носы и более тонкие черты лица. Известный этнограф Ратцель отмечал: "знатную японскую даму вполне могли бы принять в Европе за еврейку". Скорее всего это преувеличение, но оно заставляет задуматься: а не на японские ли острова ушли искомые колена?
Эти споры продолжаются и до сих пор, но теперь их ведут японцы, принявшие христианство в самой фундаменталистской протестантской форме, или же крайне малочисленные японцы - прозелиты иудаизма. Да еще время от времени публикует свои соображения "Общество друзей Ветхого Завета", в котором председательствует один из принцев императорской крови.
Конечно, какое-то количество евреев в Японии есть всегда, но в основном это временно проживающие в стране инострацы, главным образом американцы. Даже синагога находилась на территории американской военной базы. Правда, в годы между двумя мировыми войнами в Кобе были две синагоги - сефардская и ашкеназская,а в Токио - одна. Но тоже - для временно прибывающих в страну иностранцев. Даже сейчас довольно многие японцы уверены, что иудаизм - одна из христианских сект.
При этом занятно, что антисемитизм в Японию все-таки проник. Его занесли офицеры оккупационного корпуса из Сибири и Маньчжурии. Полковник японского Генштаба перевел на японский язык пресловутые "Протоколы сионских мудрецов" и крепко поверил в могущество евреев в мире и во всевластие их в финансах и прессе. Он даже издал некоторые свои комментарии к этому классическому труду по юдофобии. Но в конце концов вдумчивый Ясу а ршил использовать заговорщические способности евреев к вящей славе своей родной Страны восходящего солнца. После оккупации в 1931 году Японией Маньчжурии и затем многих районов Китая, где Ясуа и его сторонники заняли видные рукводящие посты, они решили представить место в Маньчжурии евреям из Европы, так как это должно было послужить развитию экономики. Кроме того, всемогущие евреи дожны были склонить общественное мнение в США в пользу Японии. При этом Ясуа решительно пресек выходки русских антисемитов в Харбине и прикрыл их газету "Наш путь".
И все же вспомним заглавие этой заметки. Да, действительно, нет евреев, ставших японцами и обогативших японскую литературу и науку. Даже нет ни одного еврея-конферансье на японской эстраде. Удивительно, но факт.
Зато японцы, ставшие евреями, действительно существуют. После Второй мировой войны многие образованные японцы, а иной раз даже члены императорской семьи, заинтересовались историей и культурой еврейского народа. При этом они изучали эти темы совершенно по-японски, то есть добросовестно и до конца.
Вначале была создана Японская ассоциация еврейских исследований. А потом в университете Васеда было открыто отделение иудаистики. Студенты там прилежно изучают иврит и достигают больших успехов - но увы, им часто не дается буква л, которой просто переполнен иврит, так что язык у них получается с этаким ррррыкающим акцентом.
* * *
Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 272 с. - (История. География. Этнография.).
Восточная Азия,
этнография,
евреи,
Япония