Евреи во Львове. История и люди. Часть 2

May 17, 2013 11:20

В 1754 году во Львове побывал ученик еще одного претендента на мессианство Якова Франка Лейба Пацюк (после крещения Ян Доминик Крысинский). Сам основатель секты франкистов прибыл во Львов в конце 1755 года, но вскоре по требованию руководства еврейской общины был вынужден покинуть город. Летом 1756 года этой секте во Львове был объявлен херем (проклятие). Начиная с 1757 года Львов стал эпицентром кампании, которую иерархи местной католической епархии развернули против ортодоксальных иудеев. В ноябре 1757 года на городской площади Львова были сожжены собранные повсюду экземпляры Талмуда. В 1758 году франкисты опубликовали во Львове девть догматов своего вероучения, а в 1759 году члены этой секты обратились к иерархам Католической церкви с просьбой окрестить их. С 12 июля по 10 сентября 1759 года в кафедральном католическом соборе прошел диспут между последователями Я. Франка (контрталмудистами), обвинившими ортодоксальных иудеев в ритуальных убийствах и использовании крови христиан, и сорока наиболее образованными раввинами со всей Речи Посполитой (талмудистами), которых возглавлял раввин Хаим бен Симха га-Коген Раппопорт. Не дослушав доводы раввинов, львовский каноник Микульский объявил о победе франкистов. После этого Я. Франк, его жена, дети и ближайшие соратники приняли христианство. К январю 1760 года во Львове приняли крещение около 500 франкистов.

Экономическое положение ерейской общины Львова серьезно пострадало вследствие воинских котрибуций и грабежей после захвата Львова шведами в сентябре 1704 года. Правление общины, которое после роспуска Ваада четырех земель (1764 г.) состояло из семи выборных старост, не смогло вовремя вернуть местным властям и Католической церкви взятые у них крупные займы и в 1770 году обанкротилось (еще в 1784 году долги общины составляли около 500 млн злотых). Со второй половины XVII века многие львовские евреи (в основном обитатели Еврейской улицы) из-за перенаселенности своих кварталов начали переезжать в другие соседние города - Жовкву, Свирж, Бучач, а с конца XVII века - в Броды.

Консервативная система выборов в руководящие органы общины привела к тому, что занимать посты в течение длительных сроков могли только немногочисленные представители богатых и знатных семей. Внутренние расколы, возникавшие из-за несогласий во время распределения податей, выборов раввинов и т.д. привели к усилению вмешательства местных властей в дела общины. Авторитет кагального управления во Львове пошатнулся и из-за уменьшения сферы его влияния. После присоединения Подолии к Турции (1672 г.) окружной Ваад отказался подчиняться юрисдикции львовской общины и ее раввинам.

После 1772 года новые австрийские власти Львова позволили евреям не только проживать на своих традиционных улицах, но и добавили к перечню "разрешенных" улиц улицы Русскую, Шкоцкую и Сербскую (две последних ныне составляют единую улицу Сербскую). В соответствии с патентом, который в 1789 году выдал император Йозеф II галицийским евреям, городская и пригородная еврейские общины Львова, которые во второй половине XVIII века объединились неофициально, теперь закрепили свой объединенный статус. В то же время австрийские власти действовали порой непоследовательно. Например, декрет 1793 года разрешал евреям селиться за пределами еврейского квартала, а в 1796 году был издан декрет, который отменил это разрешение. В 1804 году городские власти снова повторили этот запрет, а в 1811 году был утвержден новый перечень улиц, на которых разрешалось проживать евреям. Евреи, проживавшие на других улицах, должны были продать свои дома в течение полугода. От такого принудительного переезда освобождались лишь те евреи, которые имели высшее образование либо владели недвижимым имуществом на сумму от 30 тыс. гульденов. В 1820 году из всего трудоспособного еврейского населения Львова 55% занимались торговлей (главным образом розничной), а 24,5 % - ремеслами. В руках крупных еврейских коммерсантов оказались сосредоточены оптовая торговля с Российской империей и поставки для нужд австрийской армии.

Хасидизм, проникший во Львов к концу XVIII века, несмотря на противодействие деятелей митнагдим (противников хасидизма), получил поддержку правления городской общины и раввина Львова Цви Гирша Розанеса (1733-1804). В начале 1830-х годов была основана первая во Львове хасидская синагога, а к 1838 году во Львове было семь таких синагог. В 1840 году на пересечении улиц Замкнутой м Угольной хасиды нового течения "хидушим" открыли Талмуд-Тору (духовное училище). Во главе местных приверженцев хидушим стоял купец Якоб Глянцер, который в 1842 году приобрел участок земли близ Талмуд-Торы, а в 1844 году за свой счет построил на нем синагогу, известную как "Якоб Глянцер Шуль" (она сохранилась, адрес: ул. Угольная, д.3).

Движение Гаскалы (Просветительства), одним из первых поборников которого во Львове был Гирш Гомберг (1749-1841; с 1787 года - главный государственный инспектор немецко-еврейских учебных заведений в Галиции), натолкнулось на сильный отпор со стороны ортодоксальных евреев Львова. Семь школ и учительская семинария с немецким языком преподавания, основанные Г. Гомбергом около 1787 года, были закрыты по распоряжению правительства в 1806 году. Однако херем (запрет на общение), наложенный в 1816 году группой анонимных ортодоксов на львовских последователей Гаскалы, по требованию властей был вскоре снят. Большой вклад в развитие движения Гаскалы во Львове внесла группа просветителей во главе с публицистом Абрагамом Менделем Мором (1815-1868), гебраистом и литературным критиком Якубом Бодеком (1819-1855) и адвокатом Эмануилом Блюменфельдом (1801-1878).

При поддержки австрийских властей приверженцы Гаскалы и постепенной ассимиляции создали Общество содействия прогрессу галицийских израэлитов и постарались превратить Львов в центр просвещения и культуры для евреев Австрии, а также еврейской молодежи из других стран. В 1842 году, проигнорировав результаты выборов, австрийские власти самолично назначили правление общины во главе с Э. Блюменфельдом. В то время широкую просветительскую деятельность во Львове развернули Майер Леттерис, публицист и исследователь И. Коген-Цедек (1827-1903), литератор Юда Лейб Мизес (1798-1831) и другие. В 1846 году во Львове открыли Темпель (синагогу реформистской конгрегации), куда пригласили в качестве проповедника ученика Г. Гомберга Абрагама Кона (1807-1848).

Отпор нововедениям А. Кона со стороны ортодоксальной части еврейской общины Львова возрос после того, как в 1846 году Цви Гирш Орнштайн (умер в 1888 году) был назначен раввином Львовского округа. Противостояние имело трагические последствия. Дело дошло до того, что А. Кона и его семью отравили. Причастными к отравлению считали Ц. Г. Орнштайна и другого противника реформизма Нафтали Герца Бернштайна (1813-1873). Они пробыли в тюрьме около года, после чего полиция арестовала отравителя-убийцу, которым оказался Берл Пильпель. Его осудили к смертной казни, но он сумел сбежать из тюрьмы.

(Продолжение следует...)

Автор статьи - Игорь Смольский.

Источник: Энциклопедия Львова, том 2 - Львов: "Летопись", 2008. - 608 с.

Перевод с украинского - мой собственный.

межнациональные отношения, мои переводы, история евреев, Львов, Западная Украина, История Украины

Previous post Next post
Up