Много, мало, один... Ноль?

Oct 08, 2012 14:53

До сих пор задаюсь вопросом: почему переход от анимизма к политеизму, а затем к монотеизму, называется "развитием религиозного сознания ( Read more... )

религия, мысли

Leave a comment

Comments 22

zvezdenik October 8 2012, 11:06:18 UTC
развитие может быть как прогрессивным так и регрессивным
что в данном случае наблюдается - а х его з :)

Reply

mikerd October 8 2012, 17:54:48 UTC
Регрессивное развитие? Это что еще за "географические новости"? Само слово "регресс" - антоним "прогресса", то есть, это движение вспять. Так что не согласен, начиная с самих определений.

Reply

zvezdenik October 8 2012, 18:29:34 UTC
именно так. на философии и в школе учили. развитие может быть прогрессивным и регрессивным
Значение

действие по значению гл. развивать; изменение, как правило, приводящее к росту объекта, его усилению или усложнению его устройства, а иногда и к полному перерождению ◆ Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения.
результат такого изменения у человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости ◆ Умственное развитие. ◆ Духовное развитие.
продолжение чего-либо ◆ Наш разговор получил неожиданное развитие.

как правило вовсе не значит обязательно

Reply

mikerd October 8 2012, 19:50:06 UTC
"Регрессивное развитие" - это оксюморон: развитие путем упрощения.
Единственное, что видится в таком раскладе, это, например, развитие паровоза - сначала это переусложненный агрегат, в котором черт ногу сломит, потом - после усекновения некоторых лишних деталей и нахождения более эффективных способов управления девайсами - вполне себе нормальный агрегат, а потом - когда управление котлами передается в "облако" - фактически, простая схемка "котел-колесо".

Однако такое развитие - это несколько вывихнутый путь, потому что изначально было недодумано в конструкции.

Кстати, философия философией, но определение ты приводишь как раз прогрессовое: усложнение, вплоть до перерождения.

Reply


prostogordon October 8 2012, 11:11:11 UTC
С чем уж точно не согласен - так это с "просто". Если, так сказать, посмотреть "углубь", то монотеизм много более сложен.

А вот с чем согласен - так это с тем, что есть тенденция к упрощению - вообще в жизни. У части деятелей, именующих себя религиозными - тоже. Охапэшники пресловутые. Обнагленцы, как подобных называют :)

А вообще упрощение жизни - это страшная штуковина.

Reply

mikerd October 8 2012, 17:57:12 UTC
Тогда изложи аргументы в поддержку того, что монотеизм сложнее.
Согласен, что социальные идеи, поддерживаемые монотеизмом (центральная власть, все одинаково верующие - братья) - сложнее, чем идеи политеизма, и уж понятно, что анимизм там и рядом не стоял (максимальное дробление групп, тотем Волка - враг тотема Ворона и так далее).

Но в чисто религиозном смысле - пока не убежден. Готов выслушать.

Reply

prostogordon October 10 2012, 08:45:34 UTC
Ну в первую очередь, пожалуй, тем, что политеизм ограничен, монотеизм - нет. В политеизме, грубо говоря, есть определённые аспекты, за которые каждый из богов отвечает и которых соответствующим образом надо задабривать. В монотеизме есть абсолют, стремление к которому вообще верхнего предела не имеет. Абсолют - он сам по себе сложней множества конкретик.

Reply

mikerd October 10 2012, 17:57:37 UTC
То есть, убирая множество сложностей горизонтального свойства (боги примерно равные, отношения между разными аспектами - в наличии), получаем сложность вертикального свойства (представить себе бесконечность и то, как ее достигать)... Хм.

То есть, монотеизм приводит к поднятию уровня абстрактного мышления. Что несомненно дает новый порядок сложности.
ОК, принято! В этом ключе - да. Правда, религиозное сознание и разум в целом соотностяся не впрямую, но я, в общем, понял твою мысль. Обдумаю! :)

Reply


ileran October 8 2012, 12:51:20 UTC
а если выход в 0 это соединение в собственно человеке и светлого и темного с понятной ответственностью за все?
духов правда не хватает.

Reply

mikerd October 8 2012, 17:58:26 UTC
Это ты буддизм описала.
Ну в общем смысле буддизм - философское учение, в коем божество вообще отсутствует как класс. Правда, смешно получилось: атеиста Гаутаму после смерти сделали богом, да еще и главным...

Reply

ober_tone October 9 2012, 18:52:43 UTC
Хм) интересно, у Олди есть что-нибудь на тему буддизма?

Reply

mikerd October 10 2012, 17:49:47 UTC
"Мессия очищает диск"

Reply


Leave a comment

Up