Культура и пищепром

Jan 06, 2008 13:05

Камрад brakhma задал офигенно интересный вопрос. Дискуссия развернулась из определения культуры, о котором я говорил здесь.

Вопрос звучит так: как соотносятся уровень сопричастности и уровень культуры? Сопричастность - довольно-таки туманная категория, как я вижу, а потому попробую написать подробно, что я по этому поводу думаю.


Исходный постулат: уровень сопричастности определяет уровень культуры. Чем выше уровень сопричастности, тем более культура "не-потребительская".

В потребительской культуре нет сопричастности вообще: какая может быть сопричастность к хлебу? вину? красной икре? колбасе? Съел - и порядок. Получил питательные вещества, вкусовые ощущения, провел приятно некоторое время. Может быть, витамины в организм попали. Может быть, не очень вкусно было. Но никто не станет сопереживать гренкам, омлету, омарам или коньяку.
Культура потребительская и есть вот такая "еда". Установим уровень сопричастности в отношении артефактов потребительской культуры равным нулю, и поехали дальше.

В культуре не-потребительской сопричастность есть. Она может быть сильной или слабой, при этом возникающие ощущения могут быть позитивными (радость вместе с персонажем, смех от карикатуры, желание стать лучше, умиротворенность) или негативными (печаль, ужас, омерзение). Если режиссер / художник / музыкант / рассказчик анекдотов / любой другой творец культурных артефактов вызвал в Вас некое ощущение, то он уже сотворил артефакт не-потребительской культуры - персонально для Вас.

Чем выше эмоциональный накал, тем более высок уровень качества сотворенного артефакта. Души много вложено, как я это называю.

Пара примеров. Когда я впервые смотрел фильм "Терминатор-2", в финале фильма мне хотелось плакать. Робот, сумевший стать более человечным, чем люди; робот, пошедший на самоуничтожение во имя Высшей цели - ничего себе сцена!
"Гостья из будущего" в детстве просто "выбивала" на слезы. Смотришь фильм, слушаешь песню - и понимаешь: никогда ты там не сможешь побывать, в этом светлом мире, среди этих интересных людей. "Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко..." - и мгновенно такая соль на душе, что не знаешь, куда и деться.
Наоборот, вот посмотрел "Я остаюсь". Фильм не сказать, чтобы веселый - но хочется "жить и трудиться" :) Или Роман Карцев в своих концертах - смотрел сто раз, и все равно смешно, приходит мощное ощущение "жизнь светла".

Примеров на самом деле можно найти куда больше - стоит только поискать. Каждый из тех, кто читает сейчас этот пост, может найти уйму своих примеров.

И еще один аспект. Применяя аналогию кулинарного типа - рост внутренней планки "не-потребительская культура" происходит по мере накопления массы ощущений. Есть еда на каждый день, есть перекус на бегу, а есть гурамнские изыски - не для насыщения, а для того, чтобы вкусовые рецепторы потешить и насладиться более беседой за вином, нежели вином за беседой.

Посмотрев 30 боевиков, на тридцать первом уже не очень интересно - это стало "перекусом", а не "едой". Можон иногда "перекусить на бегу". Посмотрев 50 мелодрам, становишься нечувствителен к переживаниям "плоских" героев и героинь, однако сотая мелодрама, в которой эмоциональный накал показан ярко и выпукло - заставляет сопереживать.

Получается так: человеку нужна всякая еда, но основная ее масса нужна для поддержания обычного тонуса, а не для баловства рецепторов. Поэтому мы и смотрим-слушаем на 80% фильмы-"еду", музыку-"колбасу" и картины-"хлеб": нормальная пища для мозга и души, чтобы "желудок" не атрофировался. А иногда жаждем "витаминов" и "изысков", и тогда - самое интересное! - даже вполне обычное кино может быть воспринято как очень хорошее.

Прогресс сделал еду слишком доступной, а желудки - слишком ленивыми. То же касается и культуры: ее стало очень много, и души разленились "переваривать". Зачем? - все равно завтра чего-нибудь новое появится!

Получилось несколько сумбурно, уж простите...
Previous post Next post
Up