Здесь кое-что окололитературное. Ну в смысле "инструментарий писуна писателя: о чем (на мой взгляд!) надо подумать. Кому речелюбие, то есть вербалоамурие, сиречь филология не шибко интересна, под кат можно не глядеть.
Я немного интересуюсь литературой. В смысле писать. Недавно осилил В.Проппа, хотя кроме как инструментом его систематизацию и не назовешь. Скелет произведения рисовать - очень годится, остальное... впрочем, я не о том.
Читаю вот статью
"Нет золота в Серых горах", автор - А. Сапковский (первая книга цикла "Ведьмак" мне понравилась, а дальше - по геометрической прогрессии все меньше и меньше... впрочем, я не о том).
Натыкаюсь на следующий цефалодеструктивный логофилический вербаломодуль. Ну, то есть фраза, выносящая мозг:
...фэнтези - это сказка, лишенная оптимизма детерминизированной судьбы, это рассказ, в котором детерминизм судьбы подточен стохастикой случайности...
...фэнтези принципиально отличается от сказки, ибо фэнтези это игра с ненулевой суммой, и вместе с тем не очень-то отличается от сказки, поскольку она одинаково антиверистична по отношению к событийному опыту.
Далее следует иллюстрация от А. Сапковского, и мне становится грустно. Потому что предложенный им вариант "Золушка организовала то, сделала сё, врагу накостыляла..." - это как раз все та же "сказочная" игра с нулевой суммой: зло покарано, враг повержен, девстенность справедливость восстановлена.
Теперь я начинаю понимать, почему столь много псевдофентези, претендующей на крутость и "новый взгляд" после прочтения ощущается как плохо склепанная сказка. Автор попросту не дал себе труда посчитать, что же будет "ненулевой суммой", и прикинуть, а где у него там будет стохастический элемент.
Поясняю на пальцах.
В предложенном А. Сапковским варианте ненулевой суммой будут:
1) в ходе партизанско-гражданской войны Золушка постепенно становится очень циничной, и к некоторому моменту устанавливает с негодяем партнерство, эксплуатируя одураченный народ ("и жили они долго и счастливо, правда, подарки на отраву проверяли, и все за счет простых людей"); - это будет игра с отрицательной суммой;
2) Золушка бьется с недругом в бою, бросив в битву все силы. Произведение "подвешивается" в момент, когда происходит этот "последний и решительный бой" с негодяем, при это подведение сюжета к этой точке происходит так, что неясно, кто победит ("Две армии стояли противу друг друга. Замерли знамена. Никто не знал, уйдет ли он сегодня живым с поля битвы; никто не ведал, кто завтра воссядет на Золотой престол Белого Града. Грянули барабаны, и - началось."; - это будет игра с неопределенной суммой;
3) Золушка проигрывает злобному негодяю так или иначе - коварством ли, тактикой-стратегией, личным фехтовальным (рукодельным? кулинарным?) мастерством он ее побеждает, и на этом заканчивается (игра с отрицательной суммой) либо из этого делается "выход" - мол, память о ней живет, и в народе все ширится недовольство и так далее (ну или там Партия Суфражисток организуется; или кто-то вбрасывает легенду про то, что Золушка жива, и надо продолжать борьбу, и таки выигрывает эту войну) - игра с положительной суммой.
4) Пока писал, нашелся еще один интересный вариант - злодей раскаивается и либо просто компенсирует ущерб каким-то образом, и/или платит долг чести путем сэппуку/пушечного ядра в висок/килограмма цианида.
По варианту 4.1 - знающие люди, подскажите, а в сказках где-нибудь встречалось, чтобы Главный Антагонист так поступал? Ну, ясное дело, в народных сказках?
Я вроде не помню такого среди читанного...
Пошел дальше думать.