ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ВЗЪЕРЕПЕНИЛАСЬ

Nov 18, 2014 12:02

Casus Johannis

Пока киевская хунта бомбила Донбасс в Румынии состоялись президентские выборы. Ближайшие 4 года главой государства, где 80% - православные, если не случится чего-то экстраординарного, будет лютеранин, родители которого с 1992 года живут в Германии, Клаус Вернер Иоханнис. Во втором туре выборов Иоханнис получил более 50 процентов голосов, его конкурент - лидер Социал-демократической партии Виктор Понта - чуть более 45% и уже признал свое поражение.

Иоханнис занимал до этого пост мэра города Сибиу в Трансильвании. Ранее, когда Трансильвания входила в состав Венгерского королевства и Австро-Венгерской империи, город назывался Херманнштадт и был важным культурным центром саксов Семиградья, выходцев из германских земель, начавших селиться на землях, находившихся в вассальном подчинении венгерской короне, начиная с XII века. Иоханнис является именно потомком этих, трансильванских саксов. Несмотря на то, что с того момента как в 1918 году Херманштадт вошел в состав Румынии и был переименован в Сибиу, мэром города немец являлся всего один раз и было это в 1940-1945 годах, Иоханнис с начала 2000-х крепко засел в мэрском кресле. При нем город получил серьезные вливания и дотации из Брюсселя, после того как Румыния в 2004 году стала членом ЕС. Собственно Брюссель и Берлин и продвигали этнически и культурно близкого мэра города с населением мене 200 тысяч человек в президенты страны. Иоханнис за год из безпартийного превратился в лидера одной из наиболее влиятельных в стране партий - Национал-либеральной, а затем поддержанный другой крупной либерально партией страны Демократической Либеральной Партией, пошел от коалиции «правых» в президенты.

Противником Клауса выступил нынешний премьер-министр страны, лидер крупнейшей парламентской партии - социал-демократов Виктор Понта. Тот пытался аппелировать к патриотическим чувствам румын, и кое-где, особенно на выборах в Европарламент этой весной это сработало, но не более того. Сторонники немецкого кандидата развернули широкую медийную кампанию по поддержке своего кандидата и усилили информационную атаку против лидера социал-демократов. Она до этого шла не менее года, так как «правым» было ясно, что представитель крупнейшей партии страны, сформированной еще бывшими номенклатурщиками социалистической Румынии, в любом случае будет их главным конкурентом. Более осторожная внешнеполитическая линия социал-демократов, предпочитающих не бросаться сломя голову безоговорочно поддерживать все авантюры Вашингтона и Брюсселя, традиционно использовалась как доказательство того, что Понта готовится продать страну русским и китайцам, нахождение у руля реальной власти (в первую очередь разруливание экономических вопросов) - как доказательство неизбежной коррумпированности кандидата, ну а руководство социал-демократичекой партией доказывало, что Понта - «коммунист». Обвинение же в коммунизме в либеральной и демократической Румынии, где это слово чаше всего встречается в словосочетании «преступления коммунизма», и отсутствуют зарегистрированные коммунистические партии, это очень серьезно.

Иоханнис победил на фоне активной медийной компании по уничтожению своего кандидата и мобилизации Запада страны, поголовно проголосовавшего за него еще в первом туре и румынской диаспоры, прежде всего из стран Евросоюза. Что интересно, ключевые моменты этой кампании совпадали с принципиальными элементами украинского Майдана, который начался как раз год назад. Итак, в обоих случаях мы имеем схожую задачу - свергнуть или не дать прийти к власти представителю старых национальных элит, поставив вместо них своих, подконтрольных полностью (а не частично как ранее) марионеток. Имеем схожий идеологически дискурс: правильные парни за «европейский выбор», а «неправильные» за русских там или за китайцев. Неправильные парни коррумпированы, все поголовно, а правильные парни - европейцы, а в Европе коррупции нет, зато там все чисто, аккуратно,свобода и т.п. Наконец, сделавшие европейский выбор, уверены, что стоит только убрать неправильных парней и поставить руководить государством правильных, под пристальным контролем европейских старших братьев - тогда все их проблемы будут решены. Никто и не думает менять саму квазиколониальную либеральную экономическую и политическую систему, сложившуюся при подержке все того же Запада.

Как не трудно заметить, главное, что движет, придает витальную силу этим, в общем-то по детски завиральным идеям, это тотальное разочарование восточноевропейских обществ в собственных элитах. Украинцы не только знали, что ассоциация с ЕС будет по сути означать введение внешнего управления, они хотели этого управления, потому что совершено разуверились в украинских руководителях, которые все 23 года независимости занимались грабежом страны. Украинцы хотели барина из ЕС, но для них нашелся только Петр Вальцман-Порошенко. Румыны хотели того же самого и по той же причине, но видимо здесь нужен более пристальный контроль, потому немец нашелся самый настоящий, да еще с родителями в Германии. «Немец придет, порядок наведет!», наверное, посчитали румыны. Что-то здесь общее есть и с распространенным в 90-е мифом о том, что якобы «пили бы баварское», победи Гитлер. Впрочем не будем осуждать наших соседей. Россия не так давно вылезла из такой же дурно пахнущей субстанции Эта смердяковщина, жертвой которой стала и Украина год назад, возможна на массовом уровне только в глубоко больном обществе раздавленных и униженных людей. Они пытаются цепляться хоть за какую-то надежду в своем довольно безрадостном существовании, и надеждой оказывается Европа, волшебный материк. Их, да и россиян тоже (не будем злорадствовать над бедой православных братьев), слишком долго учили любить Запад.

Взбудораженные идеей перемен сторонники Майдана на Украине, или вот Иоханиса в Румынии стали активным меньшинством, сумевшим навязать свою волю апатичному большинству. Сторонники Иоханниса образовали километровые очереди в консульствах. Разочарованные во всем 40% избирателей Румынии проголосовали ногами, вовсе не явившись на избирательные участки. Итого, получается за Иоханниса проголосовало чуть более 30% избирателей - из которых большая часть жители Запада и столицы страны, а также люди, покинувшие свою страну ради «европейского выбора»

Восток и Запад страны голосовали по-разному. За кандидата от социал-демократов (что немаловажно, поддержанного и Православной Церковью) голосовала большая часть Северо-Востока и Юга страны (территория бывших православных княжеств Валахия и Молдавия), за Иоханниса - Запад - Трансильвания (где традиционно много униатов и венгров), исторический регион Банат (как и Трансильвания - территория бывшей Австро-Венгрии), и румынская диаспора за рубежом. Разделение между Востоком и Западом страны прошло почти по границе Румынии до 1918 года.

Запад, конечно, и румынский и глобальный уверен, что его ценности самые лучшие. На Украине европейский выбор привел к войне. В Румынии, ставшей давно уже членом ЕС, правда второго сорта, половина избирателей ( в число которых входит как минимум несколько миллионов румынских эмигрантов по всему свету) еще не готова распрощаться с верой в Запад. Что ж, посмотрим, что будет далее.

В области внутренней политики понятно одно, что уж переход румынских ресурсов, а потом и земли в собственность транснациональной олигархии будет точно форсирован. Православная Церковь, которая поддержала Понту, явно попадет в немилость. Уже обсуждаются вопросы отмены преподавания религии в школах ( по требованию ЕС), прекращения финансирования Церкви за счет государства ( как это было ранее) - речь идет о государственных зарплатах священникам, и отмена налоговых послаблений для Румынской Православной Церкви. Дальше будет весь европейский цирк с гей-парадами, ювенальной юстицией и гендерным воспитанием.

России, конечно был бы выгоден вариант румынского Орбана, а не то существо, которое вскоре въедет в палаты президентского дворца Котрочень. Ту же Украину вполне можно было бы «немножко беспокоить» не только в Закарпатье, но и в Северной Буковине и в Южной Бессарабии, где живет много румын и молдаван, не склонных любить бандеровцев. Однако, теперь вряд ли придется ожидать даже националистических эскапад в духе прежнего президента Траяна Бэсеску. Своего Орбана, лидера жесткого, способного противостоять внешнему давлению и настроенного на защиту, хотя бы частичную национальных интересов и суверенитета в Румынии не нашлось. Теперь будет лишь европейский выбор, поддержка киевской хунты на восточном направлении и стремление «осчастливить» этим европейским выбором братскую Молдавию.

На фоне развязываемой против премьер-министра Венгрии Виктора Орбана «цветной революции» укрепление позиций атлантистов в Румынии выглядит вполне закономерным. Тылы в войне с Россией должны быть крепкими.

Александр Бовдунов

Австро-Венгрия, Евросоюз, Украина, Румыния, Майдан, Вашингтон, Владимир Путин, Брюссель, ЕС, Венгрия, Молдавия, Россия

Previous post Next post
Up