РУССКАЯ АРКТИКА - 1

Jun 23, 2016 11:03

Демонстрация тщетности западных санкций

Главным событием минувшей недели стал спуск на воду в Санкт-Петербурге атомного ледокола проекта 22220 «Арктика». Мероприятие было приурочено к открытию международного экономического форума.



Это событие имело символическое значение, так как свидетельствовало об успехах России в технологической модернизации экономики, несмотря на западные санкции, которые, как известно, направлены на создание препятствий освоению Арктики. Спуск на воду новейшего ледокола призван продемонстрировать тщетность этой политики.
Что касается непосредственного значения нового ледокола, до сдачи в эксплуатацию которого остается еще не меньше года, то в профильных сообщениях в основном сделан акцент на том, что «Арктика», как и другие ледоколы этого проекта, будет открывать путь для движения грузовых судов по Северному морскому пути.
То есть, речь идет об увеличении грузопотока по Северному морскому пути в ближайшие годы благодаря запуску проектов в Арктике, таких как «Ямал СПГ», Новопортовское месторождение и других. Для этого и проводится масштабная модернизация ледокольного флота.



В торжественной церемонии приняли участие бывший губернатор Северной столицы, а ныне спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава госкорпорации "Росатом" Сергея Кириенко, сенатор и президент Государственной полярной академии Артур Чилингаров, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин.
Сперва ледокол освятил настоятель Николо-Богоявленского Морского собора, а затем Валентина Матвиенко разбила бутылку шампанского о корпус "Арктики". После этого рабочие завода осуществили резку задержника - устройства, с помощью которого корабль удерживался на стапелях.



"Спуск "Арктики" - это во всех смыслах огромная победа", - заявил Сергей Кириенко. - "Мы можем сегодня говорить, что к концу 2017 года этот атомный ледокол сможет вступить в строй "Росатомфлота". Это принципиально новые возможности нашей страны в обеспечении обороноспособности и круглогодичной навигации в Арктике, экономическом развитии нашей страны в принципиально важном для России и мира регионе".
Валентина Матвиенко, напомнив собравшимся, что Россия является единственной в мире страной, обладающей атомным ледокольным флотом, заявила: "Я уверена, что сегодняшнее событие, замечательный новый ледокол, новая техника дадут новый мощный импульс, откроют новые возможности для освоения наших российских богатейших северных территорий".



"Арктика" - одно из трех судов, строящихся для обновления атомного ледокольного флота РФ. Сроки эксплуатации трех действующих отечественных атомных ледоколов подходят в концу. На смену им должны прийти ледоколы нового типа - головное судно "Арктика" и два серийных, "Сибирь" и "Урал". Срок их сдачи планируется к 2017, 2019 и 2020 годам соответственно.
Все суда строят на Балтийском заводе в Петербурге по заказу "Росатомфлота", входящего в госкорпорацию "Росатом". Головной ледокол "Арктика" проекта 22220 был заложен в ноябре 2013 года. Стоимость этого проекта оценивается в 122 миллиарда рублей. Изначально "Арктику" планировали спустить на воду в конце прошлого года.
Длина этого судна составляет 173,3 метра, ширина - 34 м, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. Экипаж - 75 человек. Атомоход будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.
Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Предполагается, что эти атомоходы будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Двойная осадка этих ледоколов с регулируемой глубиной погружения позволит проводить караван судов как во льдах, так и в устьях рек, а новый атомный реактор позволит больше полугода не заходить в порт на перезарядку.
Предполагается, что ледокол сможет ходить без перезарядки около семи лет. На судне установят две системы для опреснения воды, каждая из которых сможет перерабатывать по 70 тонн.



Первый серийный ледокол этого проекта "Сибирь" был заложен в мае прошлого года, строительство "Урала" планируется начать нынешней осенью.
Для освоения арктической зоны может потребоваться еще одна серия атомных ледоколов. В настоящее время обсуждается вопрос о строительстве четвертого (третьего серийного) атомного ледокола проекта 22220 и ледокола "Лидер".
который, по словам Сергея Кириенко, "еще более мощный, открывающий новые возможности и гарантирующий приоритет России в Арктике на долгие годы вперед".



Интересные факты: 43% площади Арктического региона планеты приходится на долю российского сектора. Это около 9 млн кв. км. Здесь проживает более 2,5 млн человек, что составляет 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики.

Короткий экскурс в недавнее прошлое



На данный момент Россия остается единственной страной, владеющей школой атомного ледоколостроения. Всего в мире существует 10 атомных ледоколов, и все они спроектированы и произведены в СССР или России - кроме двух атомоходов класса «Таймыр», которые были разработаны и спроектированы в СССР, но построены на финской верфи.

Ещё 19 августа 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление № 715, которое касается выделения бюджетных инвестиций на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов в 2014-2020 годах. Как следует из текста постановления, общий объем инвестиций составляет 86 105,43 млн руб. При этом сметная стоимость строительства первого ледокола - 42 002,81 млн руб., а второго - 44 102,62 млн руб. Государственным заказчиком в отношении строительства ледоколов установлены корпорация «Росатом» и ФГУП «Атомфлот».

Универсальность затребована природными условиями



Как сообщается, двухосадочная конструкция ледокола позволит использовать его не только в арктических морях, но и в устьях полярных рек. Предполагаемая география работы нового атомохода - западный район Арктики (Баренцево, Печорское и Карское моря, а также устье Енисея и район Обской губы).

«Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол», - поясняют в ОКБМ им. И.И. Африкантова, которое принимало участие в разработке проекта.

Особенность ледоколов типа ЛК-60Я именно в том, что они могут быть использованы и на глубокой воде, и в руслах рек. Это позволит заменить новыми судами как ледоколы типа «Арктика», которые используются в морях, так и машины типа «Таймыр», которые работают на мелководье.

«Атомный ледокол нужен для работы в самых суровых условиях. Когда начинаются льды более двух метров, дизель-электрические ледоколы пасуют, приходится применять еще более суровую технику. Кроме того, атомные ледоколы могут ходить на более дальние расстояния и в более долгие экспедиции. Он может идти столько, сколько надо, выполняя поставленные задачи, и так долго, как надо», - рассказывали в СМИ представители Объединенной Судостроительной Корпорации, в состав которой входит «Балтийский завод».

Прирученный атом



Новость о выделении бюджетных инвестиций на строительство новых атомных ледоколов вселяет надежду на то, что в будущем будет возможно обеспечить круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути. На данный момент круглогодичная навигация ведется лишь в западном секторе, а в восточном - только в летне-осенний период.

Без атомных ледоколов серьезно затрудняется реализация многих значимых проектов. К примеру, полноценное освоение нефтегазовых месторождений Арктики, которым с 2011 года занимается компания «Газпром», без атомных ледоколов попросту невозможна. Сложно будет реализовать и проект компании «Новатэк» по строительству завода, производящего сжиженный природный газ на полуострове Ямал: как ожидается, этот проект должен заработать в 2018 году.

Атомные ледоколы особенно важны для обеспечения грузопотока из углеводородных месторождений в Ямальском регионе. Как ожидается, уже в течение ближайших двух-трех лет грузопотоки могут дать 20-25 млн тонн.

Помимо этого, Северный морской путь, на котором работают атомоходы, активно используют многие крупные компании - ГМК «Норильский никель», Росатом, Газпром, ЛУКОЙЛ и Роснефть. Без достаточного обеспечения работы СМП жизнь в районах Крайнего Севера может практически остановиться.

При этом перспективы использования Северного морского пути только растут: ожидается, что в краткосрочной перспективе все больше будут продаваться сжиженный газ и сырая нефть с Северного моря и Ямальского полуострова, а в долгосрочной перспективе - углеводородное сырье с шельфа Карского моря.

«Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой - огромная энерговооруженность (мощность энергетической устновки движителя, большой ресурс). Атомный ледокол может работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола», - объясняют в ОКБМ им. И. И. Африкантова.

Сколько в России атомных ледоколов?



На данный момент в строю находятся шесть атомных ледоколов. При этом на Северном морском пути работают только четыре из них: остальные два простаивают.

Атомный ледокол «Россия» был построен в 1985 году, но в июне 2013 года выведен из состава флота. Сейчас он находится в отстое для выгрузки отработанного топлива. Планируется, что в 2015 году он будет утилизирован вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь», которые вышли из строя ранее.

Точно так же ныне не действует атомоход «Советский Союз». Он был спущен на воду в 1990 году, но с 2010 года выведен из состава флота и находится в отстое.

Таким образом, в работе на Северном морском пути сейчас заняты лишь четыре атомных ледокола.

В 1989 году совместно с финской компанией Wärtsilä был построен атомоход «Таймыр», а чуть позже, в 1990 году, на той же финской судоверфи был спущен на воду ледокол «Вайгач». Оба этих ледокола принадлежат к одному проекту, и срок их службы ориентировочно закончится в 2018 году. Заняты они в работах на мелководье и в устьях сибирских рек.

Атомоход «Ямал» был спущен на воду в 1993 году. Срок его службы должен закончиться в 2020 году.

«50 лет Победы» - единственный ледокол, достроенный уже после распада СССР. Он был введен в строй 2 апреля 2007 года. Это модернизированный проект второй серии атомных ледоколов класса «Арктика». На данный момент он считается самым большим и мощным ледоколом в мире.

Также в настоящее время ведется разработка проекта атомного ледокола типа ЛК-110Я. Его главной задачей станет обеспечение круглогодичной навигации Северного морского пути и проведение экспедиций в Арктику. Ожидается, что конструкторская документация будет завершена к 2016 году.

Одной из особенностей ледоколов этого типа станет увеличение ледопроходимости до 3,5 м. Разработкой занимаются ОКБМ им. И. И. Африкантова и ЦКБ «Айсберг».

Интересные факты: Слово «интернет» на эскимосском языке звучит как «икиакивик». Изначально так назывались действия шамана, «странствующего» по астральным мирам в поисках ответа на какой-либо вопрос.

Совет Федерации, Владимир Путин, Кремль, РФ, Москва, Россия, Санкт-Петербург, президент

Previous post Next post
Up