Дойдём до Евфрата! А что будет после?

Dec 16, 2015 19:56

Дойдём до Евфрата! А что будет после?

Сперва о том, что Россия рассматривает вариант «дойти до Евфрата», рассказал РБК один из участников правительственного часа в Госдуме с министром обороны Сергеем Шойгу, который проходил в закрытом режиме.

Вероятно, министр имел в виду неофициальную столицу ИГИЛ (запрещенная в России организация) в городе Ракка, который стоит на Евфрате. Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов уточнил РБК, что речь о Евфрате зашла в рассуждениях министра в ответ на вопрос, «где тот условный рейхстаг, который будет означать конец операции». «Никаких утверждений не было, это было рассуждение министра, один из вариантов», - сказал Комоедов.

Сроки военной операции в Сирии Шойгу на закрытом совещании не назвал, добавил собеседник РБК.

По его словам, депутаты задали Шойгу вопрос о вероятности сухопутной операции в Сирии, однако глава Минобороны не говорил о ней. «Был вопрос, начнем ли мы сухопутную операцию, если туда пойдут европейцы. Он [Шойгу] сказал примерно: «пусть попробуют», - рассказал источник РБК.



Глава думского комитета по обороне Владимир Комоедов подтвердил, что Шойгу исключил проведение сухопутной операции в Сирии.

«А топтать сапог или ботинок будет другой, в частности, сирийская правительственная армия, она должна дойти до границы своей территории, принести на своих плечах свой пограничный столб и поставить его на свое место», - приводит слова Комоедова «Интерфакс».

Также Шойгу рассказал, что Россия не будет создавать новые военные базы в Сирии, пересказал его слова глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов. «[Морской и авиационной баз в Сирии] достаточно для того, чтобы решить задачи, которые стоят перед Вооруженными силами», - сказал Комоедов.

После закрытого правительственного часа зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич рассказал журналистам, что глава Минобороны не обращался к депутатам за дополнительным финансированием Воздушно-космических сил (ВКС), передает ТАСС.

Россия проводит военную операцию в Сирии с 30 сентября по просьбе президента Сирии Башара Асада. Целями российской авиации являются объекты инфраструктуры «Исламского государства» (ИГИЛ - запрещенной в России террористической организации), которое фактически контролируют несколько регионов Сирии.

С первых же дней операции западные СМИ и правозащитники заявляли, что самолеты российских ВКС бомбят не только позиции ИГИЛ, но и так называемой умеренной оппозиции. Москва эти заявления называла «информационным вбросом» и отвергала все подобные обвинения.

Возможность наземной операции в Сирии Москва исключала с самого начала сирийской кампании.

Ежедневные расходы на военную операцию в Сирии РБК в конце октября оценил в $2,5 млн, что в годовом исчислении дает более $900 млн. Позже источник в правительстве России рассказал Bloomberg, что Москва запланировала в бюджете на 2016 год расходы на сирийскую кампанию в размере $1,2 млрд или $3,3 млн в день.

После серии терактов в Париже российская авиация увеличила количество вылетов в Сирии вдвое, говорил Шойгу на встрече с Путиным. Кроме того, Россия нанесла удары по боевикам с подводной лодки в Средиземном море. Удары наносили ракетой «Калибр», их целью были крупные пункты террористов на территории провинции Ракка.



На день рождения Владимира Путина министр обороны Сергей Шойгу сделал ему подарок: представил доклад о военной кампании России в Сирии.

Он включал новость о запуске с военного корабля в Каспийском море крылатых ракет, которые были расположены от своей цели за 1,5 тысячи километров.

«Мы знаем, насколько сложные такие операции», - сказал тогда Путин одобрительно. После этого они вместе играли в хоккей. Президент забил семь шайб, а министр обороны - только одну. Однако их команда легко одержала победу. Когда Шойгу стал министром обороны в 2012 году, его сотрудничество с Владимиром Путиным не ограничиволась только хоккеем. Вооруженные силы России стали главным инструментом президента во внешней политике.

В Крыму и на Востоке Украины, на границах воздушного пространства НАТО, а теперь еще и в Сирии, Россия демонстрирует свою силу очень эффективно. «Под руководством Шойгу, российские вооруженные силы России продемонстрировали боеспособность, организованность, логистические навыки, которых раньше мы не видели», - говорит эксперт Эвелин Фаркас, которая до недавнего времени была должностным лицом в Пентагоне по России. Но Шойгу - не просто очередной министр обороны России. Будучи моложе Путина на три года, он один из тех, кто дольше всего работает в российском правительстве. Его пребывание при власти началось еще в 1990 году, до развала СССР. В то время Путин еще был никому не известным и работал в Санкт-Петербурге. Об этом сегодня пишет The Economist. Шойгу получил хорошую репутацию на посту министра по чрезвычайным ситуациям. Ловко манипулируя российской бюрократией, он получил власть и при этом почти не нажил себе врагов. «В правящей верхушке другого такого политика нет. Это совершенно беспрецедентная история», - говорит аналитик Евгений Минченко. В России очень часто происходят чрезвычайные ситуации - от наводнений и лесных пожаров до затонувших субмарин и разбитых самолетов.

Поэтому не удивительно, что глава МЧС стал популярным и знаменитым. Шойгу при этом не входит в ближайший круг бывших офицеров КГБ Владимира Путина. Он инсайдер, который получил доверие. Минченко, который опубликовал свое исследование под названием «Политбюро 2.0″, считает Шойгу вторым по влиятельности среди путинского ближнего круга чиновников после главы администрации президента РФ Сергея Иванова. Когда принимались решения о вторжении в Украину или Сирию, роль Шойгу в этом процессе была одной из ключевых. Комбинация из его лояльности к действующему президенту, популярности и компетентности делает министра обороны очень вероятным преемником Путина.



Издание напоминает, что Шойгу начал свою карьеру еще во времена СССР, но после распада коммунистической империи он лишь укрепил свое положение. Кроме ликвидации природных катаклизмов, он также был посредником в конфликтах в Южной Осетии, Таджикистане и Чечне. В 1999 году президент Борис Ельцин готовился передать власть Путину. Он создал новую партию «Единство», во главе которой поставил именно Шойгу.

Теперь это правящая партия «Единая Россия». Ельцин называл Шойгу «нашей самой большой звездой». Когда Путин стал президентом, его стратеги пытались создать для него новый образ лидера. Бывший советник Кремля Глеб Павловский говорит, что администрация «искусственно создала» образ «Путина-спасителя», который списали частично с Шойгу. «Путин тоже должен был стать спасителем», - говорит Павловский. Шойгу уступает по популярности Путину.

Он, по словам бывшего советника Кремля, понимал, что «двух медведей в стране быть не может». Зато он добился личной лояльности президента. В 2000 году он подарил Путину черного лабрадора Кони, который стал его любимцем. Шойгу сопровождал президента во всех его путешествиях в стиле «мачо». Он «патриотически» проводил отпуск в российских лесах, а не на французских пляжах. Путин и Шойгу разделяют интерес к истории. Министр обороны стал президентом Русского географического сообщества - восстановленной группы имперских времен, которая служит в качестве клуба для российской элиты.

Вопрос, что будет после Путина, пугает политическую систему России. Стратегия президента, которая удерживает его у власти, базируется на идее безальтернативности. По словам Павловского, если появится реальный список хотя бы из двух имен тех, кто бы мог стать президентом, может начаться политическая игра, над которой Путин боится потерять контроль. Но если короткий список возможных преемников действительно существует, то Шойгу очень вероятно в нем есть. Он остается вторым политиком в России, который пользуется широкой популярностью и доверием после Путина. Он избежал скандалов и кажется относительно «чистым». Хотя недавно оппозиционер Алексей Навальный обвинил Шойгу в строительстве поместья, стоимостью 18 миллионов долларов.

Министр обороны длительное время отрицал политические амбиции. И это может сработать в его пользу. «Он, очевидно, не в отчаянном положении, чтобы лезть на политическую верхушку. Это может означать, что он и так знает, что в конце окажется на ней», - считает эксперт Университета Нью-Йорка Марк Галеотти. Когда Путин уйдет и начнется «чрезвычайная ситуация», россияне могут обратиться к уже известному им «спасателю».

Москва, Сергей Шойгу, президент, Владимир Путин, Россия, Кремль

Previous post Next post
Up