Вторник, 13 октября 2015-го
Сегодня в центре всемирного внимания - итоги расследования катастрофы пассажирского «Боинга» под Донецком. Трагедия произошла в небе над Украиной 15 месяцев назад - в июле прошлого года. Это был рейс «Малайзийских авиалиний» - из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли все, кто был на борту, - 283 пассажира и 15 членов экипажа. Свои выводы о том, как и чем был сбит «Боинг», эксперты представили в Нидерландах и в России. В концерне «Алмаз-Антей» обнародовали результаты масштабного эксперимента, моделирующего катастрофу.
Два натурных эксперимента, проведенные концерном ПВО «Алмаз-Антей» позволили сделать вывод о том, что Boeing был сбит ракетой, которая снята с вооружения в России, а пуск был произведен с территории, контролировавшейся Киевом.
Эксперименты, проведенные концерном ПВО «Алмаз-Антей» доказали, что малайзийский Boeing был сбит ракетой 9М38, снятой с вооружения российской армии в 2011 году, при этом пуск производился с территории, контролируемой Вооруженными силами Украины (ВСУ) - населенного пункта Зарощенское, сообщил во вторник генеральный директор концерна Ян Новиков. Он подчеркнул, что дата сегодняшней пресс-конференции являлась для концерна отправной, так как сегодня международная комиссия должна огласить окончательные результаты расследования по катастрофе. «Второго июня мы провели первую пресс-конференцию, а после стали готовиться к двум экспериментам, так как поняли, что наши материалы к расследованию приобщены не будут», - сказал Новиков. Гендиректор отметил, что в эксперименте был задействован списанный российский самолет Ил-86, так как «покупать “Боинг” только ради эксперимента мы не стали, это слишком затратно». При этом он подчеркнул, что концерн работал сутками, чтобы успеть представить результаты к 13 октября.
Голландцы ошиблись
Итоги исследования «Алмаз-Антея» по катастрофе Boeing в Донбассе «полностью опровергают» выводы голландской комиссии о типе ракеты, которой мог быть сбит самолет, заявил журналистам Новиков на открытии пресс-конференции, посвященной итогам расследования концерна. Слова Новикова в рамках презентации подтвердил и советник генконструктора «Алмаз - Антея» Михаил Малышевский, отметивший недостатки моделирования, проведенного голландскими специалистами.
«Основным способом доказательства того, что самолет был сбит с направления Снежного, было моделирование этого процесса и объяснение области повреждений на внешней обшивке. Оно достаточно наглядно может показать, что, действительно, при подлете ракеты на встречном курсе поражается определенная область, однако это моделирование зачастую совершенно не объясняет реальные углы подхода поражающих элементов», - отметил Малышевский. Он также подчеркнул, что голландское исследование крушения Boeing на Украине представило два вида поражающих элементов, найденных в корпусе, в то время как эксперимент «Алмаз-Антея» подтвердил пробитие обшивки самолета всеми тремя фракциями поражающих элементов ракеты.
Стреляли силовики
Одним из ключевых выводов экспериментов, проведенных «Алмаз-Антеем» стало доказательство невозможности пуска ракеты из района населенного пункта Снежное, который на тот момент контролировался ополченцами. Проведенное моделирование показало, что характер повреждений свидетельствует о пуске ракеты из Зарощенского, контролируемого украинскими силовиками. «Сегодня мы можем однозначно сказать, что если Boeing был сбит ЗРК “Бук”, то поразила его ракета 9М38 со стороны населённого пункта Зарощенское», - заявил Малышевский. По его словам, моделирование крушения малайзийского Boeing показало, что если бы ракету выпустили из украинского города Снежное, как утверждают нидерландские специалисты, то левая сторона самолета, пострадавшая при катастрофе, не была бы повреждена поражающими элементами ракеты. «На втором варианте смоделированы условия встречи ракеты по версии подлета из Снежного. Также можно видеть, что ни один осколок, ни одна трасса не идет ни в сторону левого крыла, ни левого двигателя», - сказал советник генконструктора концерна.
Старая ракета
Натурные эксперименты «Алмаз-Антея» не оставили сомнений: Boeing был сбит зенитной ракетой 9М38, которая не производится в РФ с 1986 года и была снята с вооружения российских Вооруженных сил еще в 2011 году. «Нами доказано, что зенитной ракетой, сбившей Boeing в небе над Украиной, могла быть исключительно ракета 9М38 комплекса “Бук”, запущенная из района населенного пункта Зарощенское. Последняя такая ракета была выпущена в Советском Союзе в 1986 году», - сказал гендиректор концерна Ян Новиков.
Он добавил, что безопасный срок эксплуатации данного типа ракет, с учетом всех продлений, был определен в 25 лет, после чего они были сняты с вооружения российской армии. Новиков подчеркнул, что вариант поражения Boeing более современной ракетой 9М38М1 исключен, поскольку данный тип боеприпасов оставляет на корпусе характерные повреждения, не обнаруженные на малайзийском самолете. «Два последних эксперимента показали, что в случае поражения Boeing более современной ракетой 9М38М1 самолет бы имел огромное количество характерных повреждений в виде “бабочки”, так как из 7 тысяч осколков каждый четвертый - это двутавр с наибольшей кинетической энергией», - указал гендиректор концерна.
Будет суд
Концерн ПВО «Алмаз-Антей», по словам гендиректора Яна Новикова, готов передать результаты своих исследований о причинах крушения Boeing над Украиной в международную комиссию, а также в суд. «Огромный объем накопленных данных, а здесь была представлена только небольшая часть, мы готовы передать как в международную комиссию по расследованию катастрофы, так и в европейский суд, который рассматривает наш иск», - сказал Новиков. Он выразил надежду, что информация, предоставленная концерном, поможет сформировать объективные выводы о причинах катастрофы. Новиков также сообщил, что «Алмаз-Антей» снял гриф «секретно» с части своих материалов для предоставления информации о ракетах международной комиссии по расследованию катастрофы с Boeing на Украине.
«Бук» или не «Бук»: полное видео эксперимента «Алмаз-Антея»
Click to view
«Алмаз-Антей» потратил на эксперименты в ходе собственного расследования крушения Boeing 777 около 10 млн руб. «Мы совместили свои задачи в этом эксперименте, мы смоделировали математическую ситуацию… Мы получили массу информации в своей работе, поэтому деньги явно не жалели», - заявил гендиректор концерна. Концерн не планирует заказывать научную экспертизу для подтверждения своей гипотезы. «Не планируем, потому что экспертизу тоже можно опровергнуть. Для себя мы все поняли», - заявил Ян Новиков.
Корреспондент «Ъ FM» Петр Пархоменко с пресс-конференции «Алмаз-Антея»:
«Основная идея этого доклада заключается в том, что в зависимости от того, откуда была выпущена ракета, при взрыве должен быть разный угол, то есть ракета подлетает к цели под разным углом, соответственно, под разным углом разлетаются осколки, отражаются разные фрагменты фюзеляжа самолета. И согласно тем результатам, которые были представлены, для того, чтобы карта поражения, попадания этих осколков в корпус самолета соответствовала той, которой сегодня располагают исследователи, соответствовала тем данным, которые получены при исследовании обломков Boeing, она должна была быть выпущена не из Снежного, а из окрестностей Зарощенского. По словам представителя “Алмаз-Антей” речь идет о районе примерно 2 на 2 км, из которого должна была быть выпущена ракета для того, чтобы повреждения у Boeing были такими, какие они есть».
Специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» Иван Сафронов в эфире «Ъ FM»:
«По результатам натурного эксперимента, который 7 октября был проведен “Алмаз-Антеем”, они произвели подрыв боевой части у фюзеляжа схожего широкофюзеляжного самолета, это был, конечно, не Boeing 777, но схожий - Ил-86, который специально пригнали на свой испытательный полигон, осуществили подрыв, и после этого сравнили с обломками, установили по фотографиям».
Нидерланды опубликовали свой доклад по сбитому «Боингу»
Video about the Dutch Safety Board’s investigation into the causes of the crash of flight MH17 on 17 July 2014 in the eastern part of Ukraine and the Board’s investigation into flying over conflict zones. The video was based on the Dutch Safety Board’s investigation reports, which were published on 13 October 2015.
Click to view
Международная группа экспертов, ведущая расследование причин крушения «Боинга» «Малазийских авиалиний» на востоке Украины, пришла к выводу, что лайнер 17 июля 2014 года был сбит ракетой ЗРК «Бук». Это утверждение содержится в окончательном докладе Совета по безопасности Нидерландов, распространенном во вторник, 12 октября, в Гааге. Согласно данным доклада, ракета поразила кабину пилота с левой стороны. После взрыва ракеты головная часть самолета отделилась от фюзеляжа.
Разработчик ЗРК БУК Концерн ПВО «Алмаз-Антей» провел беспрецедентный натурный эксперимент. Концерн приобрел списанный самолет Ил-86, как наиболее близкий по конструкции фюзеляжа к Boeing-777 и подорвал его ракетой системы БУК. В результате эксперимента специалисты пришли к двум выводам: первое - ракета была запущена из района села Зарощенское, второе - в ходе эксперимента был уточнен тип ракеты, которая на вооружении у России не стоит.
Эксперимент: взрыв Малазийского Боинга
Click to view
Сомнительные улики
Международные эксперты правда все-таки обнаружили среди обломков MH17 «двутавры» от ракеты 9М38М1 и фрагменты самой ракеты, подтвердил Малышевский. Однако их происхождение и качество представленных российской стороне «вызывает вопросы», уточнил специалист. На прошлой неделе появились результаты итогового расследования крушения MH17 независимой гражданской инициативы Bilingcat с использованием данных из открытых источников.
Эксперты обнаружили опубликованные в интернете фотографии, на которых боеприпасы с подписью 9М38М1 везут якобы бойцы 53-й зенитно-ракетной бригады из Курской области в сторону Украины. Именно один из комплексов этой российской части был передан донецким ополченцам, сбившим самолет, следует из доклада Bilingcat. Теперь новые данные «Алмаз-Антей», по мнению специалистов концерна, опровергают и эту версию. Ни одна из организаций не стала называть виновных в трагедии. Четко обозначена лишь ответственность Украины, которая, по мнению СБН, должна была закрыть воздушное пространство над зоной боевых действий, но не сделала этого.