Ветку сакуры взамен Курильских островов
Информповод
Япония будет учитывать международную обстановку при подготовке к визиту в страну президента России Владимира Путина. Об этом заявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга. Токио, как отметил Суга, хотел бы организовать визит Путина «в подходящее для этого время». «При этом мы намерены следить за общей ситуацией в мире», - сказал он. 28 сентября Путин встретился с премьер-министром Японии Синдзо Абэ в Нью-Йорке в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Он отметил активизацию контактов между двумя странами и выразил сожаление в связи с сокращением товарооборота. В свою очередь, Абэ заявил о намерении обсудить с Путиным заключение мирного договора.
21 сентября по итогам переговоров с японским коллегой Фумио Кисидой глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Москва рассмотрит предложения Токио по конкретным срокам визита Путина в Японию. «Приглашение было принято, исходим из того, что конкретные сроки - за хозяевами. Будем готовы рассмотреть соответствующие предложения», - сказал министр. При этом Лавров подчеркнул, что выдвижение предварительных условий для визита Путина в Японию непродуктивно.
До конца года Японию, как ожидается, посетит ряд российских высокопоставленных чиновников. В ноябре в Японию должна приехать российская торгово-экономическая миссия во главе с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым.
Из-за спора по поводу принадлежности Южных Курил между Москвой и Токио до сих пор не подписан мирный договор. По итогам Второй мировой войны Курильские острова были включены в состав СССР.
После трёх столетий войн и территориальных споров Россия обращает свой взор на страну восходящего солнца. Сможет ли Москва нейтрализовать давление Вашингтона на Токио и заручиться его поддержкой? В стане российских политиков, как системных, так и несистемных, давно бытует точка зрения, что Россия должна больше внимания уделять своим восточным соседям.
Замута по-самурайски
История российско-японских отношений на протяжении веков больше всего напоминала синусовый ритм кардиограммы. Отсчёт этих отношений следует вести с середины XVII века, когда Россия в принципе узнала о существовании такой страны, как Япония. Начало XX века было ознаменовано кровопролитной Русско-японской войной, по результатам которой был заключён Портсмутский мирный договор. Российской империи нужна была «маленькая победоносная война», а получились поражение в Цусимском сражении и потеря части Сахалина. Потом были попытки оккупации Сибири японцами в рамках интервенции стран Антанты, многочисленные провокации на границе и, наконец, война Японии на стороне Германии в годы Второй мировой войны.
Главным камнем преткновения российско-японских отношений на сегодняшний день является территориальный спор в отношении южной группы Курильских островов. Спор продолжается со времён Второй мировой войны, и Япония продолжает считать южные острова архипелага своими. На минувшей неделе целых два японских министра проводили инспекцию Южных Курил на предмет качества работы японских пограничников и береговой охраны.
«Это вопрос очень болезненный для наших сторон. Но "спорные территории" - это риторика наших японских коллег. Мы же эти территории спорными не считаем», - отмечает доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев. Он также говорит о том, что решение спорного вопроса может занять годы. «Он ни за три, ни за пять лет не решится», - добавил эксперт.
Лавируя между минами Made in USA
На сегодняшний день США пытаются навязать свою агрессивную политику ключевым игрокам, которые принимают условия игры, однако отказываться от проведения своей независимой политики не готовы. Настаивать на своей позиции получается не у всех, поэтому как Япония, так и ЕС продолжают движение в фарватере политики Соединённых Штатов. Здесь следует знать одно обстоятельство: на территории Японии находится военная база США, это по большому счёту означает, что оккупация Японии так и не закончилась.
Америка планирует увеличить свою военно-морскую группировку в Токийском заливе. Вероятнее всего, это связано с желанием США усилить свою мощь в восточной Азии, в частности, в противовес Китаю и КНДР. США уже несколько десятилетий пытаются «продавить» Японию, подчинить её своим интересам, несмотря на огромный внешний долг Штатов перед Страной восходящего солнца (более $1 триллиона). Следует ли напоминать про то, что Япония всё ещё не забыла американцам Хиросиму и Нагасаки.
Так или иначе, но, в отличие от США, которые видят в России агрессора и потенциального врага, Япония настроена на поддержание диалога с Россией. «Мы будем строить японско-российские отношения так, чтобы это отвечало нашим национальным интересам», - заявил в сентябре япоснкий премьер Абэ.
Прагматизм характерен для самурайской натуры
В 2011 году Россия предложила Японии совместное освоение нефтяных и газовых месторождений на спорных территориях. Ещё раньше был запущен проект «Сахалин-2», в рамках которого начал работу первый завод по разжижению газа. Главным же покупателем является Япония. «Никто не собирается в ущерб себе доказывать, что он может обойтись без каких-то ресурсов. Понятно, что Япония может привезти ресурсы из Австралии, Индонезии, Малайзии. Но из России оказалось везти газ выгоднее. Все считают деньги», - конкретизирует преподаватель МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев. Эксперт напоминает, что сотрудничество между Россией и Японией началось ещё в советские времена и отказываться от него никто не будет. «Главный политический вопрос наших отношений - это Курилы, но только для японцев, для нас - нет. Поэтому и была уже в начале 2000-х годов японцами придумана прагматичная политика сотрудничества с РФ: экономика отдельно, политика, в том числе и по курильской проблеме, - отдельно. То есть эти вопросы развиваются параллельно друг другу, иначе мы просто зайдём в тупик в наших отношениях», - подчеркивает он.
В 2013 году начались двусторонние консультации с целью урегулирования островного спора. Из-за обострения ситуации на Украине Япония в одностороннем порядке прекратила переговоры в мае 2014 года. Тем не менее, уже в сентябре глава японского кабмина ясно дал понять, что Япония всё ещё надеется на разрешение многолетнего конфликта и заключение мирного договора с Россией о принадлежности островов.
Начало этих переговоров совпало со вторым восшествием на пост премьера Японии Синдзо Абэ, который сразу заявил, что намерен улучшить отношения с Россией. Однако это не помешало японским властям поддержать санкции - были приостановлены переговоры о смягчении визового режима, об инвестиционном сотрудничестве и о предотвращении опасной военной деятельности в космосе, ряду российских чиновников был запрещён въезд в Страну восходящего солнца.
При этом следует помнить, что именно администрация США в свое время сознательно способствовала возникновению и сохранению на годы между Токио и Москвой «нерешенной проблемы». Пересмотр Ялтинских соглашений о переходе по итогам войны Курильских островов Советскому Союзу начался при подготовке Сан-Францисского мирного договора с Японией. Несмотря на официально объявленный 29 января 1946 г. американской стороной вывод всех Курильских островов к северу от Хоккайдо из-под юрисдикции государственной и административной власти Японии и включение их Указом Верховного Совета СССР в состав Советского Союза, составители текста договора выдвинули «тезис» о том, что зафиксированный в мирном договоре отказ японского правительства от Южного Сахалина и Курильских островов был якобы произведен не в пользу СССР, а как бы вообще. При этом американцы отказались удовлетворить требование советского правительства изложить соответствующий пункт в следующей редакции: «Япония признает полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалин, со всеми прилегающими к ней островами, и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории».
Отметим, что идея использовать заинтересованность СССР в возвращении Южного Сахалина и Курильских островов для привнесения раздоров между СССР и Японией существовала в Госдепартаменте США еще со времени подготовки Ялтинской конференции. В разработанных для президента Ф.Рузвельта материалах особо отмечалось, что «уступка Советскому Союзу южнокурильских островов создаст ситуацию, с которой Японии будет трудно примириться… Если эти острова будут превращены в форпост (России), для Японии возникнет постоянная угроза». Тогда, отмахнувшись от этих геополитических прожектов, Рузвельт с раздражением ответил, чтобы к нему «не приставали с пустяками». В отличие от Рузвельта, антисоветски настроенная администрация президента США Г. Трумэна решила воспользоваться ситуацией и оставить вопрос об Южном Сахалине и Курильских островах как бы в «подвешенном состоянии».
Протестуя против этого, представитель Советского Союза на Сан-Францисской конференции А.Громыко заявил, что «при решении территориальных вопросов в связи с подготовкой мирного договора не должно быть никаких неясностей». США же, будучи заинтересованы в недопущении окончательного и всеобъемлющего урегулирования японо-советских отношений, стремились именно к таким «неясностям». Не случайно американские составители договора предпочли не перечислять в его тексте поименно все Курильские острова, от которых отказывалась Япония, сознательно оставляя для японского правительства возможность предъявить претензии на их часть, что и было сделано в последующий период.
Более того, при ратификации 20 марта 1952 г. Сан-Францисского договора сенат США во всеуслышание заявил: «Предусматривается, что условия договора не будут означать признания за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 года, которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни были положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении».
Тем самым американские сенаторы росчерком пера «отменили» соглашение глав великих держав и союзников в войне о переходе Южного Сахалина и Курильских островов к Советскому Союзу. Хотелось бы обратить внимание на то, что, используя такую позицию США, не так давно правительство Японии официально заявило, что «не считает окончательно решенным и вопрос о принадлежности Южного Сахалина». Кстати, в Японии существует расширительное понимание термина «северные территории», включающее не только четыре южнокурильские острова, но и всю Курильскую гряду до Камчатки и Карафуто (Сахалин).
И когда в середине 50-х годов правительства СССР и Японии после длительных переговоров приблизились к подписанию двустороннего мирного договора на условии передачи Москвой в виде жеста доброй воли двух из уже принадлежавших СССР Курильских островов - Хабомаи и Шикотан, этому воспротивился Вашингтон. Оказывая сильное давление на склонявшийся к заключение мирного договора на предложенных Москвой условиях кабинет Итиро Хатоямы, американское правительство не останавливалось перед прямыми угрозами. Госсекретарь США Дж. Даллес в октябре 1955 г. в ноте правительству Японии предупреждал, что нормализация отношений и расширение экономических связей с СССР «может стать препятствием для осуществления программы помощи Японии, разрабатываемой правительством США». Впоследствии он «строго-настрого наказал послу США в Японии Аллисону и его помощникам не допустить успешного завершения японо-советских переговоров».
Из-за обструкции США советско-японские переговоры о мирном договоре были прерваны. После их возобновления американцы стали требовать от своего нового союзника продолжать выдвигать перед Москвой явно неприемлемые требования о «возвращении» дополнительно к Хабомаи и Шикотану еще и двух самых крупных и освоенных островов Курильской гряды - Кунашир и Итуруп. В конце августа 1956 г., не скрывая своего намерения сорвать советско-японские переговоры, Даллес пригрозил японскому правительству, что в случае, если по мирному договору с СССР Япония согласится признать советскими Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой остров Окинава и весь архипелаг Рюкю. Для того чтобы поощрить японское правительство продолжать отстаивать рекомендованную Вашингтоном позицию, 7 сентября 1956 г. Госдепартамент направил правительству Японии меморандум, в котором заявил, что США не признают никакого решения, подтверждающего суверенитет СССР над территориями, от которых Япония отказалась по мирному договору.
Играя на националистических чувствах японцев и пытаясь представить себя чуть ли не защитниками государственных интересов Японии, чиновники Госдепартамента изобрели следующую формулировку: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо), всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». Далее в ноте говорилось: «США рассматривали Ялтинское соглашение просто как декларацию об общих целях стран-участниц Ялтинского совещания, а не как имеющее законную силу окончательное решение этих держав по территориальным вопросам».
Не приходится говорить, что это означало прямое нарушение скрепленного подписями Рузвельта, Черчилля и Сталина Ялтинского соглашения, в котором торжественно заявлялось, что «эти претензии (территориальные) Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией». Столь беспринципное поведение США было продиктовано стремлением, во что бы то ни стало, не допустить нормализации и последующего развития японо-советских отношений, сохранить Японию в качестве «непотопляемого авианосца», «бастиона антикоммунизма на Дальнем Востоке».
Жесткое давление со стороны США и антисоветских кругов в Японии не позволили добиться поставленной цели - заключить полномасштабный советско-японский договор. К удовлетворению Вашингтона, правительство Японии ради прекращения состояния войны и восстановления дипломатических отношений согласилось подписать не договор, а советско-японскую совместную декларацию.
О том, что навязанные США и националистическими силами страны претензии на южнокурильские острова лишь первый шаг, свидетельствовало опубликованное в октябре 1961 г. так называемое «единое мнение» правящей Либерально демократической партии Японии. В этом документе утверждалось, что «острова Хабомаи и Шикотан являются частью Хоккайдо», острова Кунашир и Итуруп принадлежат Японии, а «вопрос о Южном Сахалине и северных Курильских островах должна решать международная конференция заинтересованных стран». Похоже, сменившая ЛДП у кормила власти Демократическая партия стоит на таких же или близких позициях.
Характеризуя избранную официальным Токио политику в отношении СССР, профессор Калифорнийского университета этнический японец Цуёси Хасэгава отмечает: «Изменения, которые наступили в годы «холодной войны», произошли не в советско-японских отношениях, они произошли в отношениях США и СССР, когда союзники в годы войны стали врагами, а США и Япония, которые были врагами во время войны, стали союзниками… Цель США состояла в том, чтобы вовлечь Японию в свою глобальную стратегию… США стремились избежать антиамериканизма и национализма… Проблема северных территорий позволила встроить Японию в глобальную стратегию США и, отводя японский национализм от себя, направить его против Советского Союза… Фактически после восстановления дипломатических отношений с Москвой можно сказать, что у Токио не было внешней политики на советском направлении - только «политика северных территорий»… Проблема северных территорий выполняла роль клапана для стравливания пара в международных отношениях на Дальнем Востоке. С этой точки зрения было важно, чтобы территориальный спор оставался нерешенным. Отсюда жесткая позиция Японии с требованием немедленного возвращения всех островов и отказ обсуждать предложения о передаче части территорий».
Их никак нельзя поделить?
Вот уже более 30 лет 7 февраля в Японии отмечают «День северных территорий». Праздник приурочен ко дню подписания Симодского трактата в 1855 году - тогда Россия и Япония впервые после длительных переговоров официально разделили между собой острова на Дальнем Востоке. Согласно этому, первому в истории дипломатических отношений двух стран, документу, Япония получила острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу Хабомаи - так называемые «северные территории». Оставшаяся часть Курил вошла в состав России.
Кроме того, в Симодском трактате Япония и Россия попытались решить вопрос с принадлежностью Сахалина. Дело в том, что до XIX века на этой территории в принципе не было государственности. Народы Сахалина начиная с XIII века входили в орбиту китайских интересов: на них оказывали большое культурное и политическое влияние представители Юаньской и Минской династий. Однако к середине XIX века статус территории не был закреплен ни в одном документе международного права. Российские власти проявили интерес к этой земле. В 1853 году там появились русские переселенцы, основавшие Муравьевский пост.
К моменту подписания Симодского трактата ни посол России, ни власти Японии не смогли однозначно договориться о судьбе этой территории и объявили, что Сахалин станет территорией совместного ведения - демилитаризованной зоной. Обе стороны понимали неопределенность положения Сахалина, и уже в 1875 году был подписан Санкт-Петербургский договор, по которому Россия уступила Японии все Курильские острова в обмен на единоличное владение Сахалином. В 1904 году Россия и Япония начали войну за контролем над Маньчжурией и Кореей. В 1905 был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия отказалась от южной части Сахалина.
В годы второй мировой войны Япония входила в так называемую «Ось зла» вместе с Италией и Германией. Однако это не помешало руководству СССР и Японии в начале 1941 года подписать Пакт о нейтралитете. Это соглашение нарушил СССР в 1945-м году. В феврале того года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания договорились, что Советский союз вступит в войну с Японией, если после боевых действий получит Южный Сахалин и Курильские острова. К тому моменту, когда Советский союз начал боевые действия против Японии, она оставалась последней непобежденной страной из «Оси зла». На тот момент ей объявили войну более 50 стран. Летом 1945 года советские войска были переброшены на Дальний Восток. А 2 сентября Япония капитулировала.
В 1946-м году Главнокомандующий Союзных держав подписал документ, который исключил Курильские острова из состава Японии, а указом президиума Верховного Совета СССР земли вошли в состав Хабаровского края РСФСР.
В 1951 году был заключен Сан-Францисский мирный договор, в котором Япония отказалась от всех прав на Курильские острова и Южный Сахалин. СССР в свою очередь просила указать в договоре принадлежность этих земель Советскому союзу, но эта инициатива не была учтена мировым сообществом. Более того, США в одностороннем порядке приняли резолюцию, в которой указывалось, что за СССР не признаются какие-либо права или претензии на территории, которые принадлежали Японии по состоянию на 7 декабря 1941 года. С середины 50-х годов Япония ведет работу над тем, чтобы получить часть Курильских островов.
В октябре 1956 года между СССР и Японией были восстановлены дипломатические отношения и подписана «московская декларация». По условиям этого документа после подписания мирного договора между двумя странами Советский союз должен был передать Японии Хабомаи и Шикотан, Япония же в свою очередь отказывалась от претензий на острова Кунашир и Итурул. Однако под давлением США партнеры СССР отказались от подобного соглашения.
Сейчас базовая позиция властей РФ состоит в том, что Россия - правопреемница СССР. Следовательно, территории, доставшиеся по итогам Второй мировой войны не подлежат изъятию и принадлежат России по праву. В Японии уверены, что земли Курильских островов находятся под «незаконной оккупацией России».
В какую сторону восходит солнце?
И кстати, Япония в очередной раз значительно увеличила свой военный бюджет. Говорит ли это о том, что страна возвращается на путь восстановления военной мощи, или просто позволяет экономически развитой стране чувствовать себя увереннее? На протяжении жизни нескольких поколений россиян мы не вспоминали, что на Дальнем Востоке, помимо Китая, есть ещё и Страна Восходящего Солнца (СВС). По крайней мере, с 1945 г. военную угрозу со стороны Страны восходящего солнца всерьёз не воспринимали.
Рассматривая вопрос возрождения японского милитаризма, следует начать с истории взаимоотношений этой страны со своими ближайшими соседями. История дружбы и вражды между Японией и Китаем носит многовековой характер. Из Китая на острова пришли буддизм и множество культурных традиций. Но в XVII веке Япония разочаровалась в навязываемых ей извне ценностях и «закрылась» на два столетия от всего окружающего мира, в том числе и от Китая. Однако бурно развивавшаяся тогда Америка вела оживлённую торговлю с Китаем и крайне нуждалась в японских портах. В итоге в 1853 году американский командор Перри с помощью дипломатии и артиллерии «убедил» Японию отказаться от политики самоизоляции. Собственно, с этого времени и начинается дошедший до наших дней период истории переплетающихся и запутанных взаимоотношений четырёх тихоокеанских государств - Японии, США, Китая и России. И как бы между прочим, В 2015 году правительство Японии намерено подвергнуть пересмотру девятую статью конституции, запрещающую стране участвовать в международных военных конфликтах и иметь регулярные вооружённые силы.
После подписания мирного договора 1945 года между США и Японией американские войска серьёзно обосновались на Окинаве, разместив там свои базы. Позже это помогло Америке при ведении войн в Корее и во Вьетнаме. Своё военное присутствие в регионе Штаты оправдывают постоянной потенциальной угрозой со стороны Китая и Северной Кореи. При этом все затраты на содержание американских баз на островах ложатся на плечи японского бюджета. Главной возможной причиной конфликта между Китаем и Японией на сегодняшний день может стать неразрешённый территориальный спор между странами за право обладания необитаемыми скалистыми островами архипелага Сенкаку в Восточно-Китайском море, которые на сегодняшний день находятся под юрисдикцией Японии (опять-таки стараниями США).
Представители Вашингтона уже заявляли о том, что любая попытка развязывания Китаем конфликта с Японией будет расценена в Пентагоне как угроза своей национальной безопасности со всеми вытекающими. Пока Япония и США вполне мирно сосуществуют: Япония даёт штатам в долг огромные деньги - настолько огромные, что отзывом своих вложений Япония легко может обрушить всю американскую экономику. США размещает на территории Японии свои войска. Вот и получается, что «враг моего друга», то есть Китай, - «мой враг».
В 2012 году на высшем международном уровне заговорили о необходимости создания совета Китай - НАТО для урегулирования возможных разногласий между этими двумя странами. Но позже (в июне 2014 года) эксперты не исключали возможности создания другого военного альянса с участием КНР - аналога НАТО, но уже при тесном сотрудничестве с Россией. Отчасти в этом и заключается тот самый «разворот на Восток», который стал одним из главных российских внешнеполитических трендов по итогам 2014 года. На фоне этого за последние несколько лет Китай преумножил свой военный бюджет, ожидается, что в 2015 году он превысит 200 млрд долларов. В среду стало известно о том, что Япония заложила на военные нужды рекордную для этой страны сумму - свыше 40 млрд долл. Министр обороны Японии Ген Накатани заявил на прошлой неделе, что «ситуация вокруг Японии меняется. Уровень военных расходов отражает необходимость защищать Японию в небе, на море и на земле, охранять жизнь и имущество граждан».
Но особого внимания в данной ситуации заслуживает один весьма интересный момент, документально закрепляющий мирное сосуществование Японии с соседями. В мае 1947 году союзные войска запретили Японии участвовать в международных военных конфликтах и иметь собственную армию, что, естественно, поставило страну в полную зависимость от США и их вооружённых сил. Хотя поправки в эту 9-ю статью Конституции с тех пор так и не вносились, начиная с 1954 года армия Японии как члена ООН была восстановлена в скромных пределах «войск самообороны», то есть не совсем полноценные вооружённые силы.
Вести же военные операции собственными силами за пределами страны Токио запрещено и по сей день. Таким образом, в 9-й статье речь идёт о том, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров». Именно так, и никак иначе. Понятно, что такое положение дел не может устраивать Японию не только по причине невозможности решения своих внешнеполитических проблем, но и из-за элементарного самолюбия. Страна с третьей экономикой в мире не имеет возможности постоять за себя и вынуждена лишь наблюдать, как наращивает свою военную мощь соседний Китай. Летом 2014 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ в очередной раз поднял вопрос о внесении изменений в Конституцию.
Японцы - люди умные, они придумали не только качественную электронную технику и отличные автомобили. Они научились де-факто переписывать законы, но де-юре не менять их - у Абэ это называется «переосмыслением», а фактически является изменением трактовки текста закона. Так, благодаря «переосмыслению» японского премьер-министра, Япония и получила возможность оказывать военную поддержку дружественным странам в случае, если они подверглись нападению врага и попросили о помощи. В итоге в июле 2014 года японское правительство приняло соответствующую резолюцию.
Возвращение к милитаризму, которое проповедует Абэ, не всем по душе не только в соседних азиатских странах, но и в самой Японии. С 2004 года в стране действует так называемое объединение «Статья 9», которое выступает за недопущение пересмотра соответствующего пункта конституции. Кроме того, многие помнят и о националистическом прошлом Абэ и его деда, который после Второй мировой войны был признан военным преступником, но в 1957 году избрался на пост премьер-министра. Так же, как его внук спустя 60 лет, он был приверженцем националистических взглядов и мечтал о создании мощной военной державы.
Есть поговорка: если в начале фильма на стене висит ружье, то в конце оно обязательно выстрелит. Если сегодня Япония вступила на путь наращивания военной мощи, то рано ли поздно эта сила будет направлена против вполне конкретных стран.