Несколько важных фактов
Весь контингент России в Сирии не превышает 2 тыс. человек: в их числе морпехи из Крыма, батальон материально-технического обеспечения и 50 самолетов и вертолетов. Это в разы меньше, чем во время операции в Южной Осетии.
За два дня военной операции самолеты Воздушно-космических сил (ВКС) России совершили более 28 боевых вылетов для ударов по 17 объектам запрещенной в России организации «Исламское государство», следует из официальных сообщений Минобороны. В вылетах участвовали самолеты Су-24, Су-24М и Су-25.
В ночь на четверг российская авиация нанесла удары по 4 объектам «Исламского государства» на территории Сирии. По данным Минобороны, были уничтожены штаб террористических формирований и склад боеприпасов в районе города Идлиб, а также «трехуровневый укрепленный командный пункт боевиков в районе населенного пункта Хама». Также в результате прямого попадания авиабомбы полностью уничтожен завод по подготовке машин к взрыву севернее города Хомс.
В четверг Минобороны подтвердило создание временной авиабазы российских Военно-космических сил на аэродроме Хмеймим в окрестностях сирийского города Латакия. Для нанесения авиаударов по позициям террористов в районе Латакия в Сирии была сформирована авиагруппа воздушно-космических сил России из 50 самолетов и вертолетов, заявил официальный представитель военного министерства Игорь Конашенков. По оценке военного эксперта Виктора Мураховского, такая группировка по численности чуть меньше двух авиаполков. Это приблизительно в три-четыре раза меньше количества боевых самолетов, использовавшихся в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.
На авиабазе в Латакии блогерами и СМИ ранее были идентифицированы самолеты Су-24М, Су-34, штурмовики Су-25СМ и многоцелевые истребители Су-30СМ. Кроме них на базе находятся ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые Ми-8. Как уточнил собеседник РБК в военном ведомстве, вертолеты могут быть использованы в спасательных операциях в случае чрезвычайных ситуаций, пока же применяются только бомбардировщики. Для поддержания такой группировки, по мнению Мураховского, достаточно одного батальона материально-технического обеспечения (около 500 человек).
По словам Конашенкова, быстрое развертывание авиационной группы было сделано благодаря уже имеющимся запасам «материальных средств и боеприпасов», которые находились на действующей с советских времен базе материально-технического обеспечения ВМФ России в городе Тартус. До войны базу в Тартусе обслуживали всего несколько человек.
Базы в Латакии и Тартусе охраняются батальонной тактической группой морской пехоты «со средствами усиления», подтвердил Конашенков имевшиеся ранее сообщения в СМИ о переброске в Тартус через Босфор военнослужащих 812-й бригады морской пехоты из Крыма. Численность батальонно-тактической группы российской армии - около 500 человек.
Источник Интерфакса уточнил, что войска, обеспечивающие безопасность российских военных объектов, будут ротироваться. Кроме морских пехотинцев Черноморского флота к этой задаче будут привлекаться группы спецназа, а также военнослужащие 7-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ из Новороссийска. Официальный представитель Минобороны России еще раз заявил, что сухопутные войска России не будут принимать участие в наземных операциях в Сирии.
«Наша авиационная база полностью обеспечивается материально-техническим имуществом из Российской Федерации. Местные власти оказывают помощь в обеспечении базы фруктами и овощами», - рассказал Конашенков Интерфаксу.
Ранее стало известно, что снабжение российской группировки в Сирии осуществляют большие морские танкеры (БМТ) проекта 1599-В. «Для устойчивого обеспечения керосином российского авиационного контингента в Сирии будут привлечены в том числе морские танкеры Черноморского, Балтийского и Северного флотов», - рассказал источник Интерфакса.
По его словам, БМТ «Иван Бубнов», «Сергей Осипов» и «Генрих Гасанов», а также танкер Балтфлота «Лена» будут совершать рейсы из Новороссийска в сирийский порт Латакия под конвоем боевых кораблей оперативного соединения ВМФ в Средиземном море.
В состав вспомогательных сил Черноморского флота входит БМТ проекта 1599-В «Иван Бубнов» (выполняет задачи боевой службы в Средиземном море). В составе отряда судов обеспечения Северного флота - БМТ «Сергей Осипов» (обеспечивает отряд боевых кораблей в Арктике) и «Генрих Гасанов». Танкер Балтфлота проекта 577 «Лена» вернулся 8 сентября в Балтийск после выполнения задач в Средиземном море. БМТ проекта 1599-В способны перевозить 1000 т авиатоплива, а также 2050 т дизельного топлива, 8250 т мазута, до 220 т сухих грузов и продовольствия.
Минобороны организовало «тесное взаимодействие с представителями вооруженных сил Ирана и Ирака в целях обмена разведданными и предотвращения возможных инцидентов в воздухе» с помощью международного координационного центра в иракском Багдаде, рассказал Конашенков. Россию в этом центре представляет 53-летний генерал-лейтенант Сергей Кураленко, ранее командовавший 6-й общевойсковой армией Западного военного округа.
Все удары российской авиации согласовываются с руководством сирийской армии. Для этого на авиабазе «Хмеймим» развернута оперативная группа Минобороны Сирийской Арабской Республики. Для получения информации о местоположении террористов и результатах ударов командование Минобороны использует средства космической разведки и беспилотные летательные аппараты.
«Чтобы исключить поражение мирного населения, объекты для ударов российской авиации назначаются строго вне населенных пунктов и только на основе подтвержденных разведывательных данных, поступающих из различных источников», - подчеркивается в сообщении Минобороны.
В Сирии разрушен цех ИГ по производству самодельных взрывных устройств
Крупный цех по производству самодельных взрывных устройств (СВУ), созданный террористами группировки ИГ (террористическая организация, запрещенная на территории России согласно решению суда) в Сирии, был полностью разрушен российскими штурмовиками Су-25. Об этом журналистам сообщил официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков.
"Штурмовиками Су-25 в районе Маарет-Эн-Нууман, провинция Идлиб, полностью разрушен замаскированный под завод газовых баллонов крупный цех по производству фугасов и самодельных взрывных устройств", - сказал представитель российского военного ведомства.
Также уничтожена располагавшаяся рядом база вооружений и военной техники террористов. Согласно данным объективного видеоконтроля, предоставленным Минобороны РФ широкой общественности, в результате удара сгорело более 10 единиц техники террористов, среди которых были боевые машины пехоты.
Как писала 3 октября ливанская газета Al Akhbar, после атак российскими ВКС позиций ИГ в сирийской Ракке, которую террористы провозгласили своей столицей, боевики начали эвакуацию своих семей в находящийся на территории Ирака город Мосул, также контролируемый ИГ. В ожидании новых атак экстремисты покинули свои штаб-квартиры и переместились в жилые районы. Опасаясь авианалетов, радикалы сократили количество патрулей на улицах захваченного ими города.
Вашингтон имеет намерения сотрудничать с Россией в сфере разведки в войне против террористической организации «Исламское государство». Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на материал немецкого издания Bild am Sonntag. Последнее получило информацию от анонимных источников в американских спецслужбах, которые заявляют о сотрудничестве США и России относительно сирийского конфликта.
Так, по информации издания, делегации ЦРУ и Службы внешней разведки России уже встретились на прошлой неделе в Москве, где состоялись переговоры относительно поддержки Москвы Вашингтоном с помощью разведывательной деятельности. Таким образом, две сверхдержавы объединят свои усилия для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство», которая провозгласила халифат в Ираке и Сирии.
Сергей Шойгу и его американский коллега Эштон Картер провели разговор относительно Сирии. Итогом разговора стала договоренность о продолжении обсуждения этой темы.
Судя по всему, операция будет продолжаться долго: в сирийской войне участвует сразу много сторон, в том числе правительственные войска, разрозненные группировки оппозиции, боевики ИГ, международная коалиция против «Исламского государства».
Про военный потенциал «Исламского государства» известно немногое. По оценке американской разведки, численность боевиков ИГ составляет 35−40 тысяч человек, причем к организации ежедневно примыкают до тысячи новых бойцов, рекрутируемых как из исламских стран, так и из Европы. В конце 2014 года лидер Иракского Курдистана Фуад Хусейн оценивал численность «Исламского государства» в 200 тысяч человек. Некоторые эксперты называют цифру в 100 тысяч человек. Однако реальной численности армии ИГ не знает никто.
Боевики пока вооружены откровенно плохо. Они используют преимущественно то оружие, которое осталось на захваченных территориях Ирака и Сирии. Устаревшие автоматы, пулеметы, несколько единиц тяжелого вооружения, включая артиллерийские орудия. Предположительно, в распоряжении боевиков есть истребители МиГ-21 и системы противовоздушной обороны, захваченные у иракской армии. В сентябре 2014 года организация Conflict Arnament Research рассказала, что у боевиков ИГ, среди прочего, имеются противотанковые гранатометы М-79 «Оса», снайперские винтовки Elmech EM 992, пистолеты Browning. Сообщалось также, что джихадисты захватили около двух тысяч боевых американских вездеходов в ходе боев за Мосул. Вместе с тем, ситуация может измениться: на продаже нефти «Исламское государство», по разным оценкам, зарабатывает от полутора до трех миллионов долларов в сутки. Рано или поздно ИГ сможет покупать более современное вооружение, либо делает это уже сейчас.
Сирийская оппозиция в военном отношении находится практически в том же положении, что и «Исламское государство», хотя ее поддерживают США, Турция и несколько стран Ближнего Востока. Оппозиция контролирует наиболее населенные провинции Сирии - окрестности Дамаска, Хомс (по окрестностям которого 30 сентября нанесла удары российская авиация), Алеппо. По разным оценкам, численность оппозиционных войск составляет от 90 до 150 тысяч человек. Эти боевики вооружены ненамного лучше «Исламского государства»: они располагают несколькими тысячами единиц противотанковых ракетных комплексов BGM-71, пулеметов, автоматов, зенитных ракетных комплексов. В распоряжении оппозиции есть и некоторое количество самолетов и танков, захваченных у сирийских правительственных войск. Нередко бойцы используют самодельное оружие.
В вооруженных силах президента Сирии Башара Асада числятся по разным данным от 180 до 250 тысяч человек. На вооружении сирийской системы противовоздушной обороны стоят более 300 комплексов С-75 «Двина» и С-75 М «Волга»; правда, значительно устаревших и, вероятно, уже небоеспособных. В распоряжении военных: 148 комплексов С-125/М «Нева"/"Печора», 48 зенитных ракетных комплексов С-200 «Ангара», 200 2К12 «Куб», 60 9К33 «Оса», 20 9К31 «Стрела-1», почти 40 9К35 «Стрела», 48 ЗРК С-300, полсотни ЗРК «Бук» различных версий и 50 комплексов «Панцирь-С1». Наконец, Сирии принадлежит и некоторое количество зенитных комплексов «Тунгуска» и «Тор-М1». Часть устаревших комплексов прошла модернизацию.
По данным Flightglobal MiliCAS, ВВС Сирии выполняют полеты на 219 истребителях МиГ-21, 146 МиГ-23, 48 МиГ-29, 50 Су-22 и 20 фронтовых бомбардировщиках Су-24. В качестве легких истребителей могут быть использованы и 70 учебно-боевых самолетов L-39 Albatros. В состав вертолетного парка входят 15 многоцелевых Ми-2, 101 Ми-8/17, 32 SA342 и 40 ударных Ми-25. Часть этой техники прошла модернизацию в России в конце 2000-х годов. Данные по сирийской авиации значительно устарели и не учитывают потерь, понесенных в ходе гражданской войны.
Располагает Сирия и довольно внушительными сухопутными войсками, на вооружении которых стоят почти 19 тысяч различных бронированных боевых машин, включая основные боевые танки Т-72 М, Т-62К, а также БМП-½/3 и боевые разведывательно-дозорные машины БРДМ-2. Сухопутные войска Сирии используют около семи тысяч различных артиллерийских систем: минометов, самоходных гаубиц и зенитных артиллерийских установок. Сирии принадлежат и около двух тысяч реактивных систем залпового огня: советские и российские БМ-14, «Град», БМ-24, «Ураган» и иранские Fajr-3/5 и Ra’ad.
В целом, эта техника сильно изношена, но достаточно эффективна против оппозиции и «Исламского государства». Практически с самого начала гражданской войны поставки боеприпасов и оружия в Сирию осуществляет Россия (проект «Сирийский экспресс»), но их явно не хватает.
Ядро международной коалиции против «Исламского государства» составляют США, Австралия, Канада, Иордания, Саудовская Аравия и Турция. С их стороны задействованы, по разным оценкам, от 15 до 19 тысяч человек. Наземные операции практически не проводятся, а для разведки и нанесения ударов используется авиация.
Так, например, США бомбят позиции боевиков при помощи многоцелевых истребителей F/A-18 Super Hornet, F-16 °C Fighting Falcon, F-15E Strike Eagle и F-22 Raptor, штурмовики A-10 Thunderbolt II. Бомбардировку осуществляют и дальние бомбардировщики B-52 Stratofortress и B-1B Lancer. Для разведки используются высотные самолеты U-2 Dragon Lady, а также разведывательные RC-135. В ударных операциях участвуют вертолеты AH-64D Apache и многоцелевые UH-60 Black Hawk, ударные беспилотные летательные аппараты MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper.
Австралия задействовала в операции против «Исламского государства» истребители Super Hornet, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления B-737 AEW&C, самолет-заправщик KC-30A и транспортники C-130H Hercules и C-17 Globemaster III. Со стороны Канады полеты выполняют истребители CF-18 Hornet, патрульные самолеты CP-140 Aurora и транспортник CC-150 Polaris. Турция периодически наносит бомбовые удары по позициям боевиков при помощи истребителей F-16.
Вся перечисленная авиационная техника достаточно современна. Например, те же многофункциональные истребители Super Hornet выпускаются в США с конца 1990-х годов, а их масштабная поставка в войска осуществляется партиями с первой половины 2000-х. Устаревшие самолеты - типа F-16, B-52 или F-15E - прошли через несколько программ модернизации, получив новые мощные радиолокационные станции, системы вооружения и комплексы связи.
Судя по технике, задействованной в операции, разведка коалиции не имеет однозначного представления об истинном вооружении «Исламского государства». Например, использование истребителей F-22 против боевиков, вооруженных переносными зенитными ракетными комплексами и автоматами Калашникова, является чрезмерным (из пушек по воробьям).
Участие Raptor в нанесении ударов по позициям боевиков на территории Сирии и Ирака может свидетельствовать о том, что США опасаются натолкнуться на противодействие более-менее развитой системы противовоздушной обороны. И не обязательно той, что принадлежит правительству Сирии. F-22 изначально разрабатывался как малозаметный истребитель завоевания превосходства в воздухе, однако затем, по мере модернизации, он научился работать и по наземным целям - высокоточными корректируемыми бомбами. Кроме того, для согласования и корректировки действий боевой авиации необходим воздушный командный пункт. В качестве него используется австралийский самолет B-737 AEW&C. Он способен обнаруживать даже небольшие наземные или надводные цели на расстоянии до 850 километров с высоты ведения патрулирования в девять тысяч метров. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения может одновременно сопровождать до 180 наземных и воздушных целей и наводить на 24 из них союзные самолеты.
Невзирая на передовое вооружение коалиции (а равно и эффективность правительственных войск), «Исламское государство» продолжает постепенно расширять зону влияния. Союзникам не удается справиться с партизанским движением (каковым по факту и является ИГ), рассеянным по значительной территории Сирии и Ирака. Слабое место террористов - лишь ограниченный набор средств связи между отдельными группами для координации их действий. Прекращение связи будет означать значительно ослабление «Исламского государства».