Jan 20, 2015 13:04
ЖАРКАЯ ЗИМА ВО ФРАНЦИИ
По Франции уже прокатилась волна «судов Линча». По данным мониторингового органа Центрального совета мусульман, произошло около 50 антиисламских инцидентов. 21 здание обстреляли или забросали гранатами, в 33 случаях мусульманские общины получали угрозы.
Смена дискурса
Директор Центра политических исследований Sciences Po, профессор Института политических исследований Парижа Паскаль Перрино отмечает, что во французском обществе сейчас царят такие же настроения, как в США после терактов 11 сентября 2001 года. «Власти там издали "Патриотический акт" - систему ограничений свобод, на которые пошло правительство ради обеспечения безопасности населения. Я думаю, подобный акт будет принят и во Франции», - предположил политолог.
Эксперт отмечает, что правящие левые силы быстро сменили риторику. «Занимательно наблюдать, как правящая партия в своих речах использует термины, ранее ей не свойственные. Например, левые не говорят напрямую об ограничении свобод, однако, к примеру, заговорили о необходимости более пристальной слежки за подозреваемыми», - говорит Перрино.
«Побоище, устроенное исламскими террористами во Франции в новогодние дни, вполне вероятно, станет поворотным событием для этой европейской страны, - полагает эксперт Фонда Собчака, бывший политический советник российского президента Сергей Станкевич. - Как минимум, теперь начнет меняться политика в сфере регулирования иммиграции и межэтнических отношений внутри страны. Вполне вероятны также и существенные изменения в партийно-политическом ландшафте Франции».
Станкевич ожидает от властей уже в ближайшее время мер не только по ограничению иммиграции (в частности, путем многоуровневого квотирования), но также по надзору за распространением экстремистских идей, по контролю за перемещением лиц, замеченных в экстремистской деятельности.
Как отмечает и руководитель исследований Фонда «Российский общественно-политический центр», бывший первый замминистра иностранных дел России Федор Шелов-Коведяев, правящие социалисты оказались в очень тяжелом положении.
«С одной стороны, левые партии всегда выступали против ужесточения миграционного законодательства и ограничения свобод мигрантов. С другой стороны, на фоне терактов, осуществляемых самими же французами - выходцами из эмигрантских семей, - растет популярность правых партий, в особенности ультраправого "Национального фронта" Марин Ле Пен», - пояснил эксперт.
Чтобы не допустить дальнейшего оттока избирателей, социалисты будут, в свою очередь, ужесточать свою политику, но будущие как президентские, так и парламентские выборы они проиграют, полагает Шелов-Коведяев.
Примечательно, что самые первые опросы, проведенные после теракта, не выявили, вопреки ожиданиям, роста популярности Марин Ле Пен - она поднялась в рамках статической погрешности, всего на 2-3%. Тем не менее, на президентских выборах-2017 за нее обещают голосовать 33% французов, писала 13 января газета Le Figaro. Зато отмечается резкий скачок доверия к президенту Франсуа Олланду, рейтинг которого после трагедии вырос сразу на 8 пунктов - до 29%. Впрочем, Перрино отмечает, что такой рост доверия к Олланду опирается лишь на эмоции и скоро сойдет на нет.
«Лепенизация» Франции
Любое промедление с новой политикой антитеррора неизбежно поможет «Национальному фронту», предупреждает Сергей Станкевич.
«На президентских выборах 2017 года Марин Ле Пен почти наверняка выйдет во второй тур с реальными шансами побороться за высший государственный пост, - предсказывает он. -
Остановить Марин на пути к власти может только смена внутриполитического курса в стране с предъявлением реальных для населения результатов. Повторение погромов в стиле 2005-2011 годов, а тем более новые террористические вылазки, пожалуй, сделают «лепенизацию» Франции неизбежной».
По мнению Шелова-Коведяева, ужесточение миграционного законодательства проблемы не решит, как не решат ее и силовые действия спецслужб. «Корень проблемы в другом. В отличие от бежавших от войны в Алжире мигрантов первой волны, которые имеют эмоциональную связь со страной, приютившей их, у нынешних мигрантов таких чувств нет. Они пользуются льготами, которые им дает проживание во Франции, но абсолютно безразличны к судьбе страны: не принимают ее культуру, слабо встроены в политическую и социальную систему, не участвуют в выборах», - перечисляет эксперт.
«Нынешняя же французская политическая элита пока не придумала панацеи от этой болезни. Очевидно, что ей еще только предстоит выработать конкретные шаги по выходу из сложившейся ситуации», - полагает Шелов-Коведяев.
Социальный динамит
Напомним, что еще осенью 2005 года по Франции (впервые с 1968 года) прокатилась волна массовых беспорядков. Основной силой их была арабская молодежь, - грабежи, поджоги, массовые аресты, на несколько месяцев было введено чрезвычайное положение.
Был несколько ужесточен режим иммиграции, - продлен срок ожидании гражданства и немного усложнена процедура воссоединения семей, пояснил Станкевич.
«В ноябре 2011 года - снова массовые погромы и грабежи с участием иммигрантов-мусульман. На этот раз поджигают не только автомобили, но церкви, детские сады, школы, магазины, - рассказал эксперт. - Ночные погромы отмечены в 274 городах по всей Франции, опять введено чрезвычайное положение, во многих городах - комендантский час».
Было запрещено ношение никаба и паранджи во всех публичных местах, напомнил политолог, и попытки применять этот закон на практике оборачиваются с тех пор регулярными уличными конфликтами в 2012-2014 годах.
«За всем этим нарастающим напряжением стоит проблема взаимоотношений французского большинства с большой мусульманской (преимущественно арабской) общиной, составляющей уже около 10% 67-миллионного населения страны (около 7 миллионов человек). Примерно две трети этой общины - выходцы из стран Магриба и Турции», - пояснил Станкевич.
«Статистика, впрочем, не дает всей полноты картины. Дело в том, что основной демографический всплеск происходит после того, как иммигрантская семья получит гражданство. Второе поколение иммигрантов, уже ставшее французами, гораздо многочисленнее первого. Не удивительно, ведь семьи с детьми получают социальную поддержку во многих формах, - рассказал эксперт. - Если взять все французское население в самом активном возрасте (от 25 до 54 лет), то в нем второе поколение иммигрантов составляет по данным Евростата более 26%. В южных городах (например, в Марселе) эмигранты и их ближайшие потомки составляют более половины населения».
Проблема усугубляется эффектом сегрегированного расселения: в пригородах крупных метрополисов целые районы стали иммигрантскими анклавами, где нередки семьи, в которых несколько поколений ни дня постоянно не работали, сетует политолог.
Перрино не исключил, что власти активнее займутся проблемой арабских гетто. «Еще в прошлом году министр по правам женщин, градоуправлению, молодежи и спорту Нажат Валло-Белькасем разработала план, согласно которому ряд кварталов, так называемых гетто, станут приоритетными образовательными зонами, - рассказал эксперт. - В них будет направлено больше преподавателей и больше средств для открытия школ, организации курсов и так далее. Так правительство собирается бороться с безработицей, криминалом, безграмотностью. То есть еще до этой трагедии власти занялись решением ряда социальных проблем, которые в какой-то мере и привели к ней», - пояснил эксперт.
«Вблизи всех крупных городов Франции накоплен социальный динамит, которому для взрыва необходим только подходящий детонатор. Таким детонатором становятся французы-исламисты, получившие опыт практического джихада в Ираке, Сирии или Ливии. Вернувшись на свою новую родину на берега Сены или Луары, они ставят себе целью переделать европейскую страну в соответствии со своими представлениями о порядке, добре и зле», - считает Станкевич.
Публикация карикатур на пророка Мухаммеда не может быть акцией в защиту свободы слова, так как является проявлением вражды и нетерпимости. Об этом сказал журналистам другой известный российский эксперт руководитель Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергей Степашин.
"Подлинная свобода слова и истинная демократия не должны иметь ничего общего с разжиганием ненависти между народами и религиями. В цивилизованном мире недопустимо глумление над верой", - отметил он. "Недопустимо и крайне опасно разделять народы по национальному и религиозному признаку, сеять религиозную вражду и антагонизм", - добавил Степашин.
По его мнению, "мировое сообщество и международные институты, призванные защищать фундаментальные права человека, в том числе право на вероисповедание, обязаны квалифицировать подобное разжигание межрелигиозных конфликтов как провокацию и проявление экстремизма".
Степашин напомнил, что ИППО на протяжении своей 132-летней истории выступает за сохранение межконфессионального мира и согласия, причем поддерживает не только христиан, но и мусульман, представителей других религий, которые сегодня подвергаются гонениям и насилию со стороны террористов группировки "Исламское государство" (ИГ) и других исламистских экстремистских организаций.
В то же самое время, французская полиция задержала пятерых граждан Российской Федерации по подозрению в подготовке террористического акта во вторник, 20 января, передает телеканал Itele со ссылкой на местного прокурора Ивона Кальве. По данным французских СМИ, все пятеро - чеченцы. Уточняется, что возраст задержанных - от 24 до 37 лет.
Полиция задержала четверых из них в населенном пункте Сан-Жан-де-Веда, расположенном в регионе Лангедок-Руссильон на юге Франции. Пятый был задержан в городке Безье в департаменте Эро. Правоохранительные органы проводят обыски по месту проживания подозреваемых. По неподтвержденным данным, полиция уже обнаружила взрывчатые вещества в домах у предполагаемых террористов.
Посольство России во Франции пока никак не комментирует ситуацию.
Но и это ещё не всё
Под занавес о том, что вовсе никакого отношения ко всему вышесказанному, вроде бы, не имеет ровным счётом никакого отношения:
Большинство жителей Франции - 64% - выступают за передачу вертолетоносцев «Мистраль» России, противоположного мнения придерживаются 36% французов, свидетельствуют данные опроса, проведенного компанией Ifop по заказу французской газеты La Tribune.
Как показывают данные опроса, большинство респондентов (75%) также полагают, что отказ от поставки «Мистралей» «не будет эффективен для решения конфликта между Россией и Украиной», иначе считают 25% участников опроса.
Кроме того, 56% (против 44%) респондентов полагают, что «отказ от поставки “Мистралей” может ухудшить репутацию Франции в мире», а 77% участников опроса уверены - что отказ от сделки «будет иметь прямые последствия для французского судостроения» (против 23%). Также большинство резидентов Франции - 72% - согласны с тем, что невыполнение условий может повлиять на оборонную промышленность Франции и затронуть другие коммерческие контракты.
Результаты опроса также показывают, что значительная часть французов (52%) полагают, что санкции Запада в отношении России не эффективны для урегулирования конфликта между Россией и Украиной. «Присутствует сомнение в эффективности западных санкций», - заявил руководитель политических исследований Ifop Дамьен Филиппо (Damien Philippot).
Опрос, в котором участвовали 1001 совершеннолетний граждан Франции, был проведен в период с 9 по 12 января.
Напомню, что контракт на поставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль» был заключен между французской DCNS и «Рособоронэкспортом» в 2011 году. Франция должна была передать первый корабль «Владивосток» в ноябре прошлого года, анонсировалась дата 14 ноября, однако этого так и не произошло. Президент Франции Франсуа Олланд заявлял, что решение приостановить поставку «Владивостока» связано с ситуацией на Украине. В декабре французский премьер Мануэль Вальс заявлял, что считает разговор о возможном провале сделки «преждевременным». Россия ждет от Франции либо поставки кораблей, либо возврата денег.
Что представляют собой вертолетоносцы типа «Мистраль»
«Мистраль» (Mistral) - десантный вертолетоносец (Франция). Французы классифицируют корабли класса «Мистраль» как десантно-командные корабли (bâtiment de projection et de commandement).
Две главные задачи вертолетоносца - производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.
PS
Всё в мире относительно, всё в знаках вопросительных, но главное - всё в нашем мире взаимосвязано. Когда-то Ярослав Мудрый послал свою самую младшенькую (из трёх) дочь Анну, рождённую в браке с Ингегердой Шведской, в далёкий Париж, чтобы она там вышла замуж за тамошнего короля Генриха из династии Капетингов и венчалась законным образом на царствование в тех краях. Оттуда и все остальные французские правители свою родословную, между прочим, и ведут. Хотя никаких территориальных приобретений французской короне этот брак, разумеется, принести не мог, но отчасти это компенсировалось богатым приданым, которое составило значительную сумму в деньгах и драгоценностях.
Ах, эти франки: они и в те затёртые уже года зарились на наши денежки.
Пущай пока разбираются со своими мусульманскими товарищами.
Чуть погодя мы наверняка разберёмся с ними за наши "Мистрали".
Ливия,
Алжир,
Украина,
Франция,
Киев,
Сирия,
Москва,
Ирак,
Путин,
Россия,
Порошенко,
Олланд