Наверняка я уже писал: в отличие от других авторов "золотого века" фантастики - 30-50-х - которых по нынешним временам читать практически невозможно, у Хайнлайна многое можно, не делая никаких скидок. Не помню уже, почему именно я полагал, что с "Магией, Инкорпорейтед" надо бы ознакомиться, но, так или иначе, взялся.
"Магия" была написана в 1940 году и для своего времени она, пожалуй, действительно была хороша: как минимум, одна из первых попыток (если не первая) описать привычный нам мир, в котором общеизвестно, что действует магия. Как справедливо отмечает в послесловии
swgold, своеобразная инверсия пресловутого Третьего закона Кларка (который еще не был придуман) - достаточно распространенная магия неотличима от технологии. И описание этого мира действительно отличное - хотя сейчас его уже сложно воспринимать как новое, потому что с тех пор всяческой "городской фэнтези" было написано много, и, как минимум "Операция Хаос" Андерсона и "Свалка токсичных заклинаний" Тертлдава пасутся ровно на той же поляне.
К сожалению, потенциал, заложенный в сеттинге, Хайнлайн, на мой взгляд, не очень реализовал.
Примерно все так или иначе пользуются услугами волшебников - и тут какой-то тип пытается организовать "рэкет с защитой" и заставить всех бизнесменов пользоваться услугами своей корпорации, а всех магов - в ней состоять, пропихивая для этого соответствующие законы. Ну, почитать про это умеренно любопытно в плане "как безумно устроена американская система законотворчества" - но очень умеренно. Так или иначе, в какой-то момент герои обнаруживают, что злодей в своих планах преуспел, честно зарабатывать деньги они не могут, как и что-нибудь сделать с принятыми по его инициативе законами. Далее следует внезапная развязка: узнав, что злодей - демон, герои отправляются к Сатане и требуют призвать поганца к порядку. Сатана так и поступает, и необъяснимым образом наступает хэппи-энд: "Магия, инкорпорейтед" на протяжении примерно одного абзаца исчезает, все становится, как было, только у главного героя бизнес начинает переть. При этом основным сюжетным ходом на протяжении всего романа является спасение от всех бед D.e.M. в лице старой колдуньи.
У меня осталось ощущение, что вся эта история про решение проблем через дьявола прилеплена вместо примерно двух третей романа - может, потому, что сюжетная паутина оказалась слишком прочной, и самому Хайнлайну стало непонятно, как порвать ее достаточно убедительно и занимательно для читателя. В конце концов, это одна из его самых ранних вещей (первый рассказ был опубликован в 1939), и вполне понятно, что мастерства он еще не достиг. Однако в результате я бы отнес эту книжку все-таки к категории археологии.
Вторым романом в том же томе была "Дорога доблести". Вот про нее я вообще не уверен, что раньше слышал - ну или, как максимум, название. Очевидно, в пару "Магии, Инк." она попала потому, что в ней тоже про магию - так как это как бы фэнтези. На самом деле чуть позже выясняется, что это такая кларковская магия, просто герою - простому ветерану Вьетнама - долго объяснять. Тем не менее, формальные атрибуты жанра - герой, пробивающий дорогу к сокровищу с мечом в руках (так получилось, что в одном мире огнестрельное оружие не работало, а потом его потеряли в болоте) - соблюдены, так что чем не фэнтези. Другое дело, что на самом деле это поначалу сделавшая очень серьезную морду пародия - на момент написания, наверное, на всякого Конана, но из нынешнего момента - на романы про попаданцев (настоящий талант вполне может высмеивать то, что станет трендом только через полвека). В самом деле - герой неожиданно оказывается Избранным (какая разница, что этих избранных в запасе еще сколько-то десятков), которого сногсшибательная (и весьма раскрепощенная) красавица уговаривает отправиться спасать украденное сокровище в другом мире, рубя по пути разнообразных монстров. По ходу дела на героя, разумеется, вешаются все девицы (ну, там так принято), а в итоге герой, все преодолев, узнает, что вышеуказанная красавица (уже его жена, неизменно обращающаяся к нему примерно "О милорд мой муж!") - императрица двадцати (условно, никто не считал) вселенных...
От шаблонного фэнтези "Дорогу" отличают несколько моментов. Во-первых, это уже 1963 год, Хайнлайн в расцвете, уже получил три из четырех своих "Хьюго", и на контрасте с "Магией" очень заметен его прогресс как писателя (правда, не знаю, каков тут вклад перевода). Во-вторых, есть ощущение, что тут Роберт решил оторваться: в 40-50 он писал всякие книжки для юношества, и потому положено было строго придерживаться общепринятых норм морали (и не бросать тени на свой светлый образ). При этом вообще-то Хайнлайн был веселым нудистом, и тут герои то и дело высказываются в духе "О, Земля - уникальное место, нигде больше таких странных нравов нет!" и начинают демонстрировать различия. Наконец, главный момент - квест с поиском сокровищ заканчивается где-то на 70% книги, и дальше герой начинает жить долго и счастливо со своей императрицей двадцати вселенных. Внезапно оказывается, что когда в 25 ты уже совершил самый великий подвиг, за который тебя все почитают (ну ладно, для вида почитают, вообще-то им скорее все равно) и стремиться тебе не к чему, а у любимой жены стопроцентная занятость по месту работы - это не совсем то, ради чего отправляются преодолевать ужасные опасности.
Что характерно, и коллеги и, кажется, читатели книгу именно в таком виде оценили. Зато все издатели, как водится, пытались все "лишнее" отрезать и превратить роман в то, пародией на что он был (интересно, есть ли вообще люди, менее разбирающиеся в книгах, чем издатели?). В итоге "Дорога" была номинирована на "Хьюго", но проиграла "Пересадочной станции" Саймака. Не скажу, что Хайнлайн прям должен был выиграть в том году - вообще там в номинантах были еще "Мир ведьм" Нортон (вот как раз фэнтези про попаданца, но как минимум в детстве казавшееся интересным), "Колыбель для кошки" Воннегута и первая версия "Дюны" (которая и должна была бы премию получить, на мой взгляд). Однако, пожалуй, в итоге победителем стала самая слабая книга из пяти номинированных (подозреваю, это как бы не единственный год, за который я читал все пять номинантов).
В общем, я бы сказал, что "Дорога доблести" вполне достойна прочтения не только из археологических побуждений. В ней много забавного юмора, симпатичные герои и интересный сюжет - ну и бонусом археологическая ценность :) Мне понравилось, 7,5/10.