Куско
Древняя столица Империи Инков очень симпатично располагается в долине с одноименным названием. Название Куско (историческое название кОско) может быть переведено как "центр мира". По легенде (как упоминалось ранее) город основал первый Сапа-Инка Манко Капак (предположительно XI век), однако, археологи предполагают, что поселение может быть возрастом около 3000 лет. У империи Инков был флаг, который изображал радугу (мост между землей и божетсвенным Солнцем), сейчас этот флаг - символ Куско.
Город, за время своего существование претерпел 2 кардинальные перестройки. Первая произошла во времена расцвета Империи и руководил процессом Инка Пачакутек лично (если верить устным преданиям дошедшим до первых испанских хронистов). Вот ему за это (и не только) памятник:
Пачакутек создал проект-макет, по которому и происходило строительство. То, что инки перед началом строительства делали масштабированные модели, вопрос доказанный практически. Несколько моделей было найдено, некоторые до сих пор находятся в открытом доступе (но об этом позже). Существует гипотеза, что Пачакутек хотел сделать новую планировку Куско так, чтобы с высоты птичьего полета город выглядел бы как пума, которая готовится к прыжку. Вот я даже нашел в сети предполагаемую реконструкцию:
Если эта гипотеза верна, то тогда крепость Саксайуаман, это зубы пумы.
После реконструкции проведенной Пачакутеком город был разделен на 4 сакральные части, по направлению 4х основных составляющих Империи. При этом самый центр Куско был разделен на две части (Ханан и Урин), для элиты высочайшей и чуть "пониже". Город считался божественным, попасть в него можно было только с высочайшего разрешения. Часто в качестве наград и поощрений провинциальных чиновников присылались предметы "из Куско", которые очень ценились именно за свою принадлежность к божественному городу. Такими предметами могли быть даже камни :)
Итак, в самом центре города проживала высочайшая знать, а чуть поодаль селились региональные представители, которые обязаны были раз в году некоторое время жить в столице. Представители провинций селились строго регламентировано по 4м частям города в направлении расположения своей "вотчины". Они обязаны были носить свои национальные головные уборы, дабы не было путаницы в их принадлежности.
Примерно в таком виде Куско застали испанцы, которые совершили вторую кардинальную перестройку. С одной стороны они старались разрушить языческие постройки, с другой стороны прагматично пользовались качественными языческими стройматериалами. В частности верхняя часть крепости Саксайуаман пошла на новые испанские постройки. Однако, далеко не все здания в городе были разрушены, многие фундаменты остались еще от инков. Это наглядно показало землетрясение 1950 года, в результате которого испанский "новодел" осыпался и обнажил древнюю кладку, которая практически не пострадала. Тогда общественное мнение было сформировано в нужном русле и древние камни не стали "прятать". Теперь они под охраной ЮНЕСКО и здания с древней кладкой нельзя ремонтировать и перестраивать. Такие здания в городе повсюду, вот то, что в кадр попало случайно:
Но самое "удачное" обрушение при том землетрясении (если верить Вики) случилось у собора Санта-Доминго, в результате чего "обнажилась" нижняя часть главного Храма Солнца - Кориканчи.
Кориканча
По каким-то странным обстоятельствам у нас ни одной фотографии "основного вида" не получилось, пришлось воспользоваться чужой картинкой:
Кориканча, это главный Храм Солнца Империи. Внутрь него заходили только представителя самой высшей знати и в первую очередь действующий правитель. Представители знати "попроще" принимали участие в культовых мероприятиях на прилигающей площади, где был установлен отдельный алтарь. И площадь и алтарь сохранились как часть внутреннего двора собора Санто-Доминго:
Что-же касается убранства внутренней части, для Сапа-Инки, то о степени роскоши можно лишь догадываться. Доподлинно известно, что там были размещены огромные изображения Солнца и Луны, из золота и серебра соответственно. Когда испанцы делили награбленное, то огромный золотой солнечный диск по жребию достался некоему Мансио Серро де Легисано, который благополучно проиграл его в карты в течении следующей же ночи. Отсюда пошла испанская поговорка «Проиграть солнце до рассвета». Этот случай лишний раз иллюстрирует культурный уровень "победителей".
С противоположной стороны Кориканчи (относительно уличного алтаря) находился Золотой сад Инки. Сейчас это место выглядит вот так:
Во времена расцвета Империи в этом саду "паслись" золотые ламы в натуральную величину. Росла золотая кукуруза, на лепестках которой сидели золотые бабочки. Были островки золотой травы в которой жили небольшие золотые зверьки. К великому сожалению, бОльшая часть этого золотого сада ушла на попытку выкупа у испанцев Инки Атуальпы.
Но остатки золотого сада, это еще не самое удивительное, что увидели испанцы войдя в Куско. Дело в том, что стены Кориканчи (те самые полукруглые ровные плиты) были покрыты огромными золотыми пластинами. И как потом оказалось, что подобное "золочение" стен применялось не только в Кориканче, но и на всех остальных значимых культовых сооружениях Империи Инков. Естественно, испанцы при виде ТАКОГО, буквально сходили с ума. Вот так выглядит копия одной из сохранившихся пластин:
Пластина эта находится в Музее золота г. Лимы, про который как раз имеет смысл рассказать в качестве отступления... Музей этот прекрасен во всех отношениях, кроме одного "но", в нем запрещена любая фото\видео съемка. Если экскурсионная группа небольшая (а это был наш случай), то схитрить и обмануть охрану практически невозможно. В связи с этим я выкладываю несколько фотографий "утащенных" с различных сайтов турагенств и у тех немногих счастливых блогеров, которым таки удалось...
Вот пара коллажей:
Основную часть коллекции (коллекция частная) составляют находки из захоронений культур Ламбайеке, Паракас, Чавин, Чиму, Мочика и Наска. Считается, что эти культуры гораздо древнее инков, а их потомки "влились" в Тауантинсуйу со своими знаниями и умениями.
Вот ритуальный (а возможно и хирургический) нож "Туми"
Сейчас он стал символом Перу и широко распространен в сувенирной продукции. В литературе я не встретил информации о каких-то выдающихся достижениях древних медиков региона, за исключением того, что они умели производить трепанацию черепа, и пациент как ни странно мог выжить. Это установлено археологами доподлинно, т.к. это можно определить по характеру прироста костной ткани после хирургического вмешательства. Останки нескольких таких пациентов представлены в музее:
Предполагается, что необходимость такого "лечения" обусловлена оружием, которое использовалось как инками, так и их предшественниками. Основным видом вооружения была праща из верёвки средней длины, в которую посредине помещалась каменная пуля, запускаемая с помощью раскручивания круговыми движениями. Помимо этого естественно применялись копья, луки и прообразы метательных катапульт. Также применялся "макан", на котором я остановлюсь подробнее. Это такой почти "томагавк" с деревянной ручкой, только топорище было уж очень странной формы да еще и из благородного металла.
Вот одна из витрин с маканами в музее золота:
Вот несколько картинок найденных в сети, это "наконечники":
Достаточно необычная форма... Но это еще что... Я читал литературу разную, но нигде не встречал упоминания, что эти маканы представляют из себя загадку! Почти в самом центре экспозиции этого музея находится внушительная витрина с этими "наконечниками". Первое впечатление "разобранный часовой механизм из золота"! Там были маканы настолько причудливой формы, что казались невозможным предположение, что все это использовалось лишь для того чтобы проломить череп противнику... К величайшему сожалению я нигде не нашел фото этой витрины. А самое итересное, что рядом была другая витрина с каменными наконечниками, которые представляли из себя булыжники с отверстиями по центру. Что называется, почувствуйте разницу... Если вдруг у кого-нибудь будет возможность, найдите эти витрины в музее золота в Лиме. А пока поверьте нА слово :)
Ну раз уж рассказ пошел про музей, я опишу что еще там есть интересного... Вот, к примеру настоящие мумии:
Мумификация знатных особ применялась еще задолго до появления инков, ну а инки само-собой это дело продолжили...
В музее можно посмотреть один из подлинных экземпляров узелкового письма "кипу":
Кипу, это отдельная большая тема, надо как-нибудь её подробно изучить. Всего их в мире осталась 831 штука. У первых испанских хронистов кипу упоминается как способ записи числовой информации, для учета податей. Считывал и записывал информацию специально обученный человек "кипукамайок". На текущий момент существует масса гипотез, местами правдоподобных, которые говорят о том, что была возможность записи и речевой информации с помощью этих узелков. Существует целый институт, в стенах которого ведут учет и анализ оставшихся кипу.
В Империи Инков основным языком был кечуа. Наличие письменности на текущий момент официально не признано. Инка Гарсиласо де ла Вега однозначно пишет, что у высшей знати был свой собственный тайный язык, который был утрачен. Есть гипотеза о том, что существовала пиктографическая письменность "токапу", и что её примеры в виде знаков-рисунков можно наблюдать на тканях и керамике. Повторюсь, это тема отдельная и спорная, как-нибудь может руки дойдут :)
Музей Золота в Лиме стоит посетить обязательно, потому, что подлинных древних золотых изделий осталось увы не много. Все, что попало в руки первых конкистадоров-испанцев (в т.ч. детали Золотого сада, Золотое Солнце, Серебряная Луна) все было переплавлено в слитки... Увы...
Возвращаемся в Кориканчу.
Внутри Храма Солнца, различные культовые сооружения сооружения. Прекрасно обработанный гранит.
Что любопытно, некоторые блоки отполированы, некоторые имеют шероховатости. На одном из блоков видны следы "недополировки"
Расположение помещений строго просчитано. Есть гипотеза (небезосновательная) о том, что существует тайный подземный ход из Кориканчи в Саксайуаман. Инка Гарсиласо де ла Вега упоминает о нем, что в детстве они с товарищами пытались пройти со стороны Саксайуамана но не смогли, т.к. запутались в лабиринте. А современным туристам рассказывают другую байку, за достоверность которой я не отвечаю. Уже после постройки собора Санто-Доминго, монахи однажды услышали стоны прямо из "под ног". Они разобрали пол и обнаружили полумертвого человека с золотым початком кукурузы в руках. Он умер у них на руках не приходя в сознание...
Вот бесконечное окно, как иллюстрация четкого плана постройки:
В центральной части находится алтарь. Сторонники различных альтернативных теорий отмечают несоответствие качества постройки и этого алтаря. Трудно не согласиться :)
Кладка помещений Кориканчи не полигональная, тем не менее она выдержала все прошедшие землетрясения. Обратите внимание на "пупырышки" на стене. На данный момент не существует внятного объяснения их наличия, но об этом позже.
Предполагается, что прочность "неполигональной" кладки обусловлена системой внутреннего крепежа между блоками:
На торце одного из блоков видны следы тотального крепежа
А вот широко известный в узких кругах фрагмент стены, который иллюстрирует легкость с которой строители обработали гранит. Может это маленький "замОк", может еще что-то... Размер его примерно с ноготь указательного пальца.
Помимо исторических руин в Кориканче разместили несколько музейных экспонатов. Вот, например, укрупненные копии иллюстраций ритуального и сельскохозяйственного календарей инков. Считается, что эти рисунки сделал Гуаман Пома де Айяла, еще один сын испанца и принцессы инков, но и на его счет есть сомнения, о чем позже. Кто бы не сделал эти рисунки, они очень ценны, ибо никто не сомневается, что их делал очевидец еще сохранившегося инкского образа жизни. Многие серьезные научные труды построены на этих иллюстрациях.
Крупным планом...
Мумию предыдущего Инки выносят на площадь для участия в празднике:
Месяц Август в зарисовках ритуального и сельскохозяйственного календарей выглядит одинаково. Здесь речь идет о всеобщем посеве. Сапа-Инка вместе с представителями своего айлью личным примером начинал общий посев. Вместо лопаты они использовали заостренные шесты с загнутой ручкой. У высшей знати они были золотые, а простых крестьян деревянные:
В Кориканче был свой водопровод. Есть подлинные записи служителей собора Санто-Доминго, которые жаловались на то, что этот водопровод сломался и нет возможности его починить, т.к. никто из индейцев не знает о местонахождении источника воды (на что я уже обращал внимание ранее). Может быть вот этот артефакт имеет какое-то отношение к водопроводу:
А может, это ритуальная плита, а желоба проделаны для крови жертвенной ламы. А может, а может... истинное назначение артефакта не известно...
Что, интересно, в Кориканче повсюду следы сверления гранита. Однако сверел никто не находил. Инка Гарсиласо де ла Вега в своих хрониках пишет однозначно о том, что инки "не знали ни сверла ни пилы". Вот еще артефакт на тему:
Ну и под занавес, любимый артефакт всех сторонников разного рода альтернативных историй. Это две ниши весьма внушительных размеров, выполненные из гранитных блоков. При этом они имеют очень странную форму, которая пока не нашла никакого логического объяснения. Нужно учесть, что создание этих артефактов требовало больших трудозатрат... Для чего это было сделано? Кем и когда это было сделано?
Я буду надеяться на отгадку. Ну а пока все под стеклом...
Продолжение будет!