Около года назад я подробно рассказывал про лучшую автодорогу России,
автомагистраль М11 Москва - Санкт-Петербург в районе Вышнего Волочка. Сегодня я покажу лучшую дорогу Финляндии. Это недавно построенный участок автомагистрали номер 7 от Koskenkylä до Хамины. Автомагистраль номер 7 является частью европейского маршрута E18 и далее я буду использовать именно это обозначение. О ходе строительства этой автомагистрали я писал в
июле 2013 и
январе 2014.
1. Западный портал тоннеля Маркинамяки (Markkinamäki). Автомагистраль E18 на участке от Koskenkylä до Хамины (Hamina).
2a. В январе 2014 года запустили в эксплуатацию первые участки автомагистрали. Карта по состоянию на январь 2014.
2b. Карта по состоянию на октябрь 2015.
Давайте посмотрим более глобально. Маршрут Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва к 2018 году почти целиком может стать автомагистралью. Исключение составляет только два участка: обход Твери и участок от ЗСД до границы с Финляндией.
Что это дает? Автомагистраль не только позволяет, не нарушая ПДД, передвигаться со скоростями 110-130 км/ч, но и приближает среднюю скорость движения к этим значениям. Если на этом маршруте все участки были бы автомагистральными, то от Хельсинки до Санкт-Петербурга можно было бы добраться за 3.5 часа (это, между прочим, как
скоростной поезд «Аллегро»), от Хельсинки до Великого Новгорода менее чем за 5 часов, а от Хельсинки до Москвы менее чем за 9 часов.
3. Карта автомагистралей от Хельсинки до Москвы через Санкт-Петербург.
Автомагистраль от Хельсинки до Москвы можно разделить на 4 основных участка:
- E18/7 на территории Финляндии. Сейчас ведется строительство последнего участка от Хамины до пограничного перехода Ваалимаа. Его протяженность 30 км. Немного фотографий с этого участка можно посмотреть в конце этой публикации. Общая протяженность участка 160 км.
- E18/М10 «Скандинавия» от границы до ЗСД (западный скоростной диаметр). На участке от ЗСД до Огоньков ведется реконструкция. От Огоньков до границы проводится конкурс на разработку проектной документации. Планируемая категория автодороги - 1В. Это не скоростная дорога, минимум 4 полосы, светофоры и допускаются пересечения в одном уровне. Протяженность 162 км.
- Западный скоростной диаметр. Сквозной проезд через Санкт-Петербург. Ведется строительство центрального участка. Примерно на 20 км короче, чем сейчас по КАД. Протяженность 47 км.
- E105/М11. Скоростная платная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург. Два участка уже введены в эксплуатацию, остальные будут вводится до 2018 года (за исключением обхода Твери). Протяженность 684 км.
Финны называют недавно построенный участок автомагистрали самой «зеленной» дорогой мира. Это концепция проявилась еще на стадии строительства, когда в выемках будущей автомагистрали добывали щебень для ее строительства. Это сильно сократило расходы на доставку строительных материалов.
4. Даже развязки спроектированы с уклоном в экологичность. Разгонная полоса под горку, полоса для торможения наоборот в горку. Это позволяет экономить топливо и тормозные колодки.
5. Вот на этом участке добывали щебень.
6. Мост Ахвэнкоски (Ahvenkoski) и тоннель Маркинамяки (Markkinamäki). Раньше на месте автомагистрали был небольшой парк. На мосту установлены шумозащитные экраны из прозрачного литого поликарбоната (выглядит как стекло).
7. Мост Ахвэнкоски (Ahvenkoski) и тоннель Маркинамяки (Markkinamäki). От финнов
синей подсветкия не ожидал.
8. Дорога в выемке, это не только гранит на строительство, но и защита от шума. Обратите внимание на знаки движения по полосам.
9. Для защиты от шума используют совершенно разные решения. От простых звукозащитных экранов, до искусственных земляных валов.
Click to view
Видео проезда по новому участку, от выхода номер 64 (ABC Kuninkaantie Pernaja) до границы. К сожалению, неудачно прикрепил транспондер :(
Навигация, знаки направления движения
В России даже на автомагистралях используют тот же подход к знакам направления движения, что и на обычных автодорогах. Это не правильно и
я уже об этом как-то писал. На новом участке E18 используется традиционный подход, при котором знаки движения направления описывают направление движения для каждом полосы. Никаких мудреных схем.
10. Если вы едете в Санкт-Петербург, то можете занять любую полосу. Если в Лаппеэнранту, то вам нужно занять правый ряд, через 1.3 км будет выход номер 83 на автодорогу номер 26.
С нумерацией съездов очень просто объяснять дорогу: по E18 до выхода номер 83, далее по указателю на Лаппеэнранту. А у нас? Например, для маршрута из Москвы в Старую Руссу: по М10 до поселка Крестцы в Новгородской области, после него, через 15-20 км перед деревней Первомайское налево. Водители вынуждены у нас ориентироваться по километровым столбикам. Ловить их не очень удобно, они маленькие и при плотном движении часто закрыты проезжающими автомобилями.
11. Расстояние до двух следующих выходов.
На 300 км участке от Турку до Хамины 83 выхода. Это по одному выходу на каждые 3.5 км. В моем понимании, это несколько часто. Каждый выход снижает скорость и повышает аварийность. В этом плане, немецкие автомагистрали с их редкими выходами и чередованиями АЗС с площадками для отдыха мне нравятся больше. У финнов с такими частыми выходами отпадает необходимость строительства АЗС и кафе непосредственно на автомагистрали. Все они расположены на местных дорогах в непосредственной близости от выхода с автомагистрали.
Тоннели
12. Западный портал тоннеля Маркинамяки (Markkinamäki). Автомагистраль E18 на участке от Koskenkylä до Хамины (Hamina).
13. На новом участке построено три тоннеля. Два на обходе Хамины и один у ГЭС «Ловииса».
Про безопасность
15. Однажды я был свидетелем аварии на такой автомагистрали. Водитель съехал в кювет, перевел дух и вернулся обратно на автомагистраль. В случае с КАД Санкт-Петербурга или М11 автомобиль бы превратился в бильярдный шар летающий от отбойника к отбойнику.
16. Еще один элемент безопасности отличающийся от российских решений - отбойник без трамплина. В начале такого отбойника установлена специальная система гасящих энергию удара. На фото справа, рядом со знаком ограничения скорости. Видимо остановить автомобиль таким образом безопаснее, чем подбросить его. Финны убрали большое количество трамплинов из отбойников даже на старых участках.
17. В какой-то момент мне показалось, что финны стали отказываться от чрезмерной автоматизации. Электронные знаки стали заменять обратно на традиционные. Но на новом участке электронные знаки ограничения скорости вернулись. На информационном табло справа пишется температура воздуха и асфальта.
18. Информационные щиты над дорогой не работают. Скорее всего их включают только если в этом есть необходимость. В отличии от нашей М11, тут щиты смонтировали еще когда дело до асфальта не дошло.
Click to view
Важное отличие финских автомагистралей от наших, это небольшой разброс скорости. Самый медленный дом на колесах тут едет со скоростью 100 км/ч, а самый быстрый лихач редко разгоняется больше 130.
Переходы, путепроводы
Через автомагистраль построено большое количество путепроводов. Почти все сверху, так как автомагистраль по максимуму идет в выемке. Тут и второстепенные дороги, и проезды местного значения и совсем маленькие грунтовки соединяющие фермы с полями. Если переходами для диких животных никого не удивишь, то переходами для лыжников и снегоходов еще можно.
19. Переход для диких животных. На новом участке их 6 штук. В отличии от М11, где зверопроходы обустроены под автомагистралью, здесь применено проверенное типовое решение.
20. Еще один переход для диких животных. Тут есть в чем упрекнуть финнов. В Швейцарии заборы на таких переходах замаскированы тростником.
21. «Зимний переход». Уже установлены знаки для лыжников и водителей снегоходов. На лето их убирают, а осенью ставят на место. В Финляндии большая сеть подготовленных снегоходных маршрутов. Иногда снегоходные дороги проходят по замерзшим озерам сильно сокращая расстояния.
22. Этот же путепровод, но вид сверху. Как видите, у него в разных уровнях пересечение и с местной дорогой. Ее реконструировали при строительстве автомагистрали.
23. Старая дорога никуда не делась. Ее немного перестроили в местах пересечения с автомагистралью. Новый номер старой дороги - 170.
Освещение
24. Теплый ламповый свет без светодиодов и «зебры».
25. Освещение в тоннелях отличается по цветовой температуре и включено круглосуточно.
26. Развязки освещены не только по ходу автомагистрали, но и по ходу второстепенных дорог. Автомагистраль, как водится, в выемке. Хорошо видно пересечение светового потока светильников.
27. Но в целом, автомагистраль не освещена. Разметка и столбики отлично отражают свет фар.
28. Освещение у разгонной полосы, далее темнота, и потом снова свет на развязке.
Общественный транспорт
29. Вот так выглядит типичная развязка. Обратите внимание на парковку справа.
30. Рассмотрим ее поближе. Это небольшой пересадочный пункт на междугородние автобусы идущие по автомагистрали. Здесь две остановки и перехватывающая парковка.
31. Автобусы местного значения пересекают автомагистраль по путепроводу и останавливаются вот на этой остановке.
32. А вот на этой остановке, в 50 метрах от предыдущей, останавливаются междугородние автобусы идущие по автомагистрали.
33. Между остановками расположена перехватывающая парковка для автомобилей и велосипедов. Вы можете приехать со своего хутора на велосипеде и, например, сесть в автобус Котка - Хельсинки. Как видите, перехватывающая парковка не пустая. Система работает.
34. Въезд на перехватывающую парковку с автодороги местного значения. Это, кстати, автодорога номер 170, по ней мы раньше ездили в Хельсинки.
35. А вот так выглядит остановка в темное время суток.
36. Немного деталей этой развязки. Оранжевые палочки ставят на зиму, они позволяют водителям снегоуборочной техники ни убрать ничего лишнего. Посмотрите с какой любовью уложены поребрики и плитка. Все чистенько, ни что не заляпано битумом.
37. Круговое движение в несколько радиусов. Суровый финский ландшафтный дизайн - гранитный щебень крупной фракции и щепа.
Площадки для отдыха
38. Вот так выглядит площадка для отдыха на новом участке E18.
39. На площадке два информационных стенда. На первом реклама муниципалитета.
40. На втором карта.
41. С нуля построена только эта зона отдыха. На ней есть кафе работающее с 8 до 20. Дверь слева, это бесплатный туалет работающий круглосуточно.
42. Выглядит вот так. Внутри чисто, не воняет, горячая вода, туалетная бумага и бумажные полотенца. Нет зеркала и пеленального столика. Привет туалетам на
обходе Волочка.
43. Если вы не хотите есть в кафе, не проблема, для вас есть вот такие столики.
44. Ну и опять, внимание к деталям. Обратите внимание, на наличие замка у поребриков.
45. Аккуратно уложенная плитка и никаких бордюров на пешеходных переходах.
46. А это туалет на другой площадке отдыха. Это площадка была построена до строительства автомагистрали и располагалась на простой автодороге.
47. Тут внутри не так чисто, но не воняет. В наличии зеркало и пеленальный столик.
Продолжение строительства
Строительство автомагистрали продолжается. На OpenStreetMap строящаяся автомагистраль
уже прорисована. Окончание строительства - 2018 год.
Click to view
Презентация строящегося участка.
48. Информационный плакат.
49. Будущий ход автомагистрали. Взрывают скалы.
50. То что получилось после взрыва, идет в основу насыпи на низких участках.
51. Работа пыльная.
52. Скоро и этот участок автодороги номер 7 разжалуют в номер 170.
Ссылки по теме
Смотрите также