Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.
Вид на город Гибралтар со скалы Гибралтар. На дальнем берегу залива крупный порт и испанский город Альхесирас (Algeciras).
Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.
Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.
Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.
Сверху Испания, снизу Гибралтар. Граница, аэропорт и единственная дорога.
Сегодня Гибралтар - это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.
Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.
Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.
Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.
Последние пешеходы уходят, надо убрать за ними мусор.
Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.
Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.
Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».
A Victorian Post Box of standard 1887 UK design на Main street.
Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.
Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.
Жилые районы на западном побережье полуострова Гибралтар.
Восточное побережье полуострова Гибралтар.
Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.
Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».
С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.
Что-то действующее, что-то уже давно музей.
Представляю, что там творится внутри скалы.
В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.
За спиной Гибралтарский пролив и Африка.
Мемориал Сикорского. В 1943 году в Гибралтаре произошло крушение Б-24 Колоевских ВВС в которой погиб генерал Владислава Сикорский и его окружение. Генерал Сикорский был командующим польской армии и одновременно Премьер-министром польского правительства в изгнании. Катастрофу признали как несчастный случай, однако по поводу аварии сохраняются теории заговора.
Открыть панораму в новом окне. «Europa Point» - единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.
Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну :)
Поездки по Гибралтару. Ускорено в 10 раз.
Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.
Регулируемый пешеходный переход.
Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.
Оказалось, что «Europa Point» - не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.
Я попробовал посчитать крупные суда. Сбился на полутора сотнях.
Самое узкое место Гибралтарского пролива. Горы вдалеке, это Африка (там Танжир), горы ближе, это Испания (Альхесирас и Тарифа).
Паром из Испанского Альхесираса в Танжир (Алжир) или Сеуту (Испанский анклав на территории Алжира).
В Африке дождь :)
Порт Гибралтара. Все что за «водой» - Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.
Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).
Тот что больше, балкер Orion Pride (Панама), тот что меньше, нефтяной танкер Clipper Bricco (Гибралтар).
Универсальный десантный корабль HMS Ocean (L12) королевского военно-морского флота Великобритании.
Он же, вид из города.
Движуха серьезная. Все это активно шевелится.
Происходящее на этой фотографии для меня осталось загадкой.
На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.
Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.
Порт Гибралтара.
В сухих доках работа кипит.
Я так и не смог их сосчитать. Сразу все видно не было, а с разных мест ракурсы путали.
Ну и напоследок еще одно общее фото порта Гибралтара.
Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.
Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.
После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.
Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара :)
Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.
Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.
То тут, то там, британские символы.
В целом ничего особенного. Тротуарный столбик с гербом.
The Convent - официальная резиденция губернатора Гибралтара.
Красная телефонная будка и городская стена. Это по прежнему официальная граница города Гибралтар.
Автобусная остановка.
На гуглоснимках на месте этого парка парковка. Вообще, мы поехали на машине только потому что по гуглосникам парковок было достаточно. Но по факту, почти все их закрыли или снесли.
Правила пользования парком. Предлагаю внедрить это правила в
кремлевском парке Великого Новгорода.
Line Wall Promenade. Слева видна одна из закрытых парковок. Похоже власти Гибралтара решили сделать страну пешеходной.
Городская стена города Гибралтар.
Вне исторической части города активная стройка.
Вид со скалы на восток. Тут есть несколько пляжей и строятся гостиницы.
Британский футбол в воинской части.
А чуть дальше, за аэропортом, уже Испанский футбол.
Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.
Оригинал записи:
Гибралтар: пролив, порт и заморская территория