Последние несколько лет мне стало понятно, что во время отпусков смотреть традиционные достопримечательности мне несколько надоело и я частично переключился на инфраструктуру и транспорт. В основном, это автомобильные и железные дороги, мосты, аэропорты, порты, каналы и т.п. По этому, по результатам этого отпуска начну с того, что мне понравилось больше всего - с высокоскоростных железных дорог Испании.
Высокоскоростной поезд AVE Class 102 (Talgo 350). Виадук на высокоскоростной линия Кордоба - Малага. Скорость поезда в момент съемки - 300 км/ч.
В принципе, Испания страна относительно небольшая. С самого юга, до самого севера чуть больше 1000 км. по автомобильным дорогам. Но горы и плоскогорья составляют около 90 процентов её территории. Это сильно усложняет перемещения по стране.
На этом фоне крупнейшая в Европе сеть высокоскоростных железных дорог выглядит очень убедительно. К моему удивлению испанцы в этом вопросе обогнали даже французов. На июнь 2013 года в Испании было 3100 км. высокоскоростных линий. При этом, первая высокоскоростная линия была открыта относительно недавно, в 1992 году.
С виадука в тоннель. Непростой рельеф. Высокоскоростная линия Кордоба - Малага (LAV Córdoba - Málaga).
В 1993 году поезд AVE Class 100 построенный на базе TGV Atlantique развил скорость в 356,8 км/ч, что в 1994 году позволило перейти к эксплуатации первой высокоскоростной линии Мадрид - Севилья на скорости 300 км/ч.
AVE Class 100 (TGV Atlantique) Лион - Барселона прибывает на станцию Ним, Франция.
Еще одно важное событие случилось в 2008 году, когда открыли высокоскоростную линию Мадрид - Барселона. Под это дело был закуплен принципиально новый для Испании подвижной состав построенный на базе Siemens Velaro, в Испании он стал классифицироваться как AVE Class 103. У нас эти поезда известны под именем «Сапсан».
В 2010 году мне уже удалось поездить на этом поезде, тогда он разогнался до 305 км/ч и время в пути составило 2 часа 50 минут.
AVE Class 103, он же Velaro E, он же «Сапсан», следует из Малаги в Мадрид. Высокоскоростная линия Кородоба - Малага.
В начале 2013 года открылась линия Барселона - Жерона - Фигерас. И, что стало для меня сюрпризом, совсем недавно открыли участок с тоннелем в Пиренеях, соединив сеть высокоскоростных железных дорог Испании с французским городом Перпиньян. Правда тут пока отстают французы, от Авиньона до Перпиньяна высокоскоростной железной дороги пока нет. Французы планируют полностью открыть LGV Méditerranée в 2020 году. Тогда сети высокоскоростных железных дорог Франции и Испании будут соединены. Сейчас время в пути от Парижа до Барселоны составляет около 6 часов и больше половины этого времени уходит на нескоростной участок от Авиньона до Перпиньяна, а это всего ~220-230 км. (GPS треки
Париж - Ним,
Ним - Барселона).
Click to view
Все таки, на фотографиях не передается скорость.
В свою очередь, в Испании есть свой план по развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения. К концу 2020 году они планируют увеличить протяженность высокоскоростных железных дорог до 10 тыс. км. И cудя по тому что я видел, они очень активно работают над этим планом.
Строительство высокоскоростной железной дороги Севилья - Антекера Санта-Анна - Гранада.
На этом участке земляные работы уже закончены. Но на линии они еще много где продолжаются.
Уже построено большое количество тоннелей и виадуков.
Но к укладке пути и электрификации еще не приступали.
Еще одной интересной особенностью испанских железных дорог является ширина колеи. На основной сети железных дорог используется иберийская колея (1668 мм), а на скоростных линиях используется стандартная ширина колеи (1435 мм). Это позволяет использовать совместимый, с большей частью Европы, подвижной состав, но усложняет связи между основной железнодорожной сетью страны и высокоскоростной.
Испанцам пришлось разработать вагоны и локомотивы способные на ходу менять ширину колеи. Пункты смены ширины колеи оборудованы на узловых станциях высокоскоростной сети.
Поезд ALTARIA 09330 Мадрид - Альхесирас пропускает встречный состав перед станцией Антекера Санта-Анна. После станции он уйдет с высокоскоростной линии и пойдет по однопутному участку с иберийской колеей.
Поезд ALTARIA 09330 Мадрид - Альхесирас на пункте смены ширины колеи. Станция Антекера Санта-Анна.
Google Maps. Неприятно удивил скоростной режим на высокоскоростных линиях. В моем представлении подобные железные дороги строятся для того, чтобы выходя на них, поезд мог идти с постоянно высокой скоростью. В Испании это оказалось не так. В целом, 300 км/ч разрешены на большей части линии Мадрид - Барселона и Кордоба - Малага. На линии Мадрид - Кордоба - Севилья участков где разрешено идти со скоростью 300 км/ч вообще нет. Там максимум - 290 км/ч [1].
Вот графики скоростей из поездок:
Графики скоростей трех разных высокоскоростных поездов на трех разных высокоскоростных линиях.
Как видно из графиков, достойный результат показал только поезд AVE 3112 на скоростной линии Мадрид - Барселона. Но его относительно высокая средняя скорость легко компенсируется низкой скоростью на подъезде к вокзалу Мадрида. Ни один график не идет ни в какое сравнение с той-же китайской
высокоскоростной линией на острове Хайнань.
Ну и раз начал сравнивать с Китайем. У испанских скоростных железных дорог есть одно неоспоримое преимущество - под высокоскоростные перевозки отданы старые центральные вокзалы крупных городов. Не нужно по пробкам часами добираться до высокоскоростных вокзалов где-то на окраинах или за городом. Правда, все же, в небольших городах станции могут быть расположены за городом. В той же Антекере от города до станции высокоскоростной железной дороги около 15 км. В этом вопросе испанцы используют комплексный подход, пытаясь сохранить и удобство, и высокую скорость.
Высокоскоростная линия Кордоба - Малага. Длина - 155 км, 19 виадуков общей длинной 11 км, 8 тоннелей общей длинной 25 км и бесчисленное количество путепроводов над и под железной дорогой.
Все путепроводы над ЖД типовые. Многие из них находятся на частной территории и соединяют фермерские дома со своими же полями. Самой собой, ни о каких переездах и переходах речи не ведется.
В этот раз на так сильно напрягал вопрос досмотров на вокзалах. Видимо мы уже привыкли. Еще 4 года назад для нас это было ненормально. Да и в очередях на контроле мы в этот раз как-то не стояли. Досмотр носит такой-же поверхностный и формальный характер как и у нас.
800 метровый виадук на линии Кордоба - Малага. Никакой военизированной охраны и разрешений на съемку.
Нет охраны и у тоннелей. Живые сотрудники есть только у входов в большие тоннели, например Tunel de Abdalajis (7 км).
Стрелка на скоростной железной дороге.
AVANT Class 104. Non-tilted версия Пендолино на базе ETR-460. Они используются на маршруте Малага - Севилья и разгоняются до 250 км/ч.
Антекера Санта-Анна - типичная загородная станция высокоскоростной железной дороги. Два центральных пути используются для безостановочного движения, по ним поезда идут со скоростью 300 км/ч. Два боковых для остановок.
Правда на станции Антекера Санта-Анна есть еще одна дополнительная платформа для обычных поездов. Там иберийская колея и она соединена с сетью регулярных железных дорог.
Мой поезд на Малагу. В этот поезд я сел без проверки билетов. Параллельно была активная посадка на поезд до Мадрида и на меня не обратили особого внимания. Я был единственным желающим доехать от Антекеры до Малаги за 23 минуты и 22 евро :)
Внешне небольшие вагоны поезда Тальго 350 внутри вполне просторны и комфортны. В вагоне 10 рядов по 4 кресла.
AVE Class 102 (Talgo 350) Малага - Мадрид на станции Антекера Санта-Анна. Интересная сигнализация.
Поезда AVE Class 102 (Talgo 350) и AVANT Class 104 (Pendolino) на вокзале Малага Мария Замбрано.
Выход к платформам вокзала Малага Мария Замбрано. Выход к платформам с проверкой безопасности, а непосредственно на платформы уже по билетам.
Стеклофото. Вокзал Мадрид Пуерто-де-Аточа и поезда AVE Class 103 (Siemens Velaro E).
Вокзал Севилья Санта-Хуста. Одновременно в кадре AVE Class 100 (TGV Atlantique), AVE Class 102 (Talgo 350), AVANT Class 104 (Pendolino) и пригородный S-462 на широкой колее.
Ссылки по теме
Оригинал записи:
Высокоскоростные железные дороги Испании