Большая часть станции на железной дороге Великий Новгород - Новолисино - Санкт Петербург (речь идет о Новгородской области) представляют из себя тонущие в болотах, низкие насыпные платформы, которые практически не видно из-за высокой травы. Никаких опознавательных знаков. Кое-где виднеются заржавевшие таблички «Остановка локомотива».
Типичная станция ветки Великий Новгород - Новолисино - Санкт-Петербург. «Болотная»
Но есть одна, разительно от них отличающаяся - Вяжище. Две высокие платформы, два действующих и два разобранных пути, разобранная контактная сеть. Станция носит название деревни, находящейся в 3-4 километрах к западу от нее. Но никаких дорог, тропинок и прочих ходов между станицей и
деревней нет.
Вид от о.п. «Болотная» в сторону Новолисино
Бывший переезд у о.п. «Болотная»
Станция «Вяжище»
Станция «Вяжище»
Станция «Вяжище»
Станция «Вяжище»
Вид от станции «Вяжище» в сторону Великого Новгорода
Когда оказываешься на станции невольно возникает вопрос - откуда и для чего она была здесь?
Ответ прост - станция находится примерно в 800 м. от главного административного здания химического комбината АО «Акрон» - практически градообразующего предприятия. В самом городе есть очень похожая станция - Менделеевская. Находится она в районе, который был построен в то же время что и химический комбинат. Названия улиц этого района говорят сами за себя - Химиков, Зелинского, Менделеева, Ломоносова.
В 1990 году было открыто движение электропоездов на участке Новгород - Вяжище для доставки рабочих на хим. комбинат. Именно тогда было построено новое депо и высокие платформы на станциях и остановочных пунктах.
Изначально предполагалось, что электропоезда будут курсировать не только от станции Новгород до станции Вяжище, но и в противоположном направлении - от станции Новгород до посёлка Панковка, по подъездному пути, представляющему собой начальный участок разобранной железнодорожной линии Новгород - Старая Русса. На этом участке началась установка опор контактной сети. Затем от первоначальных планов отказались.
В итоге, электропоезда не пользовались популярностью, поэтому ориентировочно в 1993 году их движение было прекращено. Контактная сеть на перегоне Предузловая-Павловская - Вяжище позднее была снята. Электрифицированный участок недолго оставался изолированным. В декабре 1991 года было открыто движение на электрической тяге по линии Чудово - Новгород (вначале - только движение электропоездов, через несколько лет и грузовых поездов).
Электропоезда по маршруту Новгород - Вяжище курсировали приблизительно до 1993 года. Их движение было прекращено по причине убыточности и низкого пассажиропотока.
* S-Bahn - как правило сокращение от нем. Stadtschnellbahn, городская скоростная железная дорога; реже от нем. Schnellbahn, скоростная железная дорога; иногда и от нем. Stadtbahn, городская железная дорога. Технически и юридически является железной дорогой и видом железнодорожного пригородного и междугороднего транспорта в Германии, Австрии и Швейцарии.
Ссылки по теме
Оригинал записи:
Несостоявшийся Новгородский S-Bahn (*)